По мнению бизнес-омбудсмена Бориса Титова, правительство, развивая экономику, сначала делает шаг вперед, а затем два шага назад. Фото с сайта www.rost.ru
У экономики РФ особый путь: один шаг вперед, два шага назад. Так бизнес-омбудсмен Борис Титов прокомментировал подготовленный в Минэкономразвития (МЭР), исходя из поручений президента, план по ускорению инвестиционного роста. Ведомство планирует создать Фонд инфраструктурного развития и использовать в том числе средства индивидуального пенсионного капитала (ИПК), концепция которого пока пробуксовывает. С одной стороны, власти рассуждают об инвестиционном рывке, с другой – выжимают из экономики соки, повышая налог на добавленную стоимость (НДС) и лишая бизнес надежд на смягчение денежно-кредитной политики, замечают эксперты.
Бизнес хотел бы, чтобы фискальная система в России была стабильна. И на этом фоне повышение ставки НДС, анонсированное правительством, «наименьшее зло из всех вариантов целевого финансирования программ, связанных с реализацией майского указа президента». Такое заявление сделал во вторник президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин на брифинге по итогам правительственного совещания.
«Мы понимаем, что сделать маневр в пользу образования, здравоохранения, развития инфраструктуры в нынешних условиях достаточно трудно в ожидании, скажем, высоких темпов роста, превышения общемировых трендов. Источники нужно искать уже сейчас», – пояснил Шохин.
По его словам, с повышением ставки НДС с 18 до 20% «можно справиться». «Поэтому мы одновременно поддерживаем позицию правительства о том, что налоги на фонд оплаты труда, страховые взносы сохранятся на постоянной основе на уровне 30% к фонду заработной платы, – добавил Шохин. – Сейчас эта ставка называется льготной, она все время подтверждается». Закрепление на постоянной основе суммарной ставки страховых взносов – хорошее решение, отметил Шохин.
Но такой благодарственный настрой поддерживают не все бизнесмены. Не все считают, что экономика «стерпит» повышение ставки НДС. Более того, некоторые бизнесмены предупреждают, что такая налоговая новация может даже сделать бессмысленным подготовленный в Минэкономразвития план по обеспечению инвестиционного рывка.
На прошлой неделе МЭР направило в кабмин предварительную версию Плана мероприятий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП (документ есть в распоряжении «НГ»).
План был разработан, исходя из поручений президента, сделанных им по итогам мартовского Послания Федеральному собранию. Этот документ должны были разрабатывать и утверждать правительство совместно с Центробанком (ЦБ). В настоящее время в Минэкономразвития продолжают поступать ответы профильных ведомств, поэтому корректировка целевых ориентиров будет продолжена, сообщается в преамбуле.
Сейчас «проект плана включает пять ключевых блоков мер, направленных на (1) улучшение инвестиционного климата и снижение издержек бизнеса, (2) комплексное развитие инфраструктуры, (3) развитие конкурентной среды и повышение эффективности компаний с госучастием, (4) финансовое обеспечение инвестиционной активности, а также (5) отраслевые меры».
Первый блок предполагает устранение избыточных, устаревших и противоречащих друг другу законодательных требований (срок – 2018–2024 годы); создание прозрачной системы регулирования неналоговых платежей предпринимателей, причем уже в сентябре 2018-го должен появиться закон о включении отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс; обеспечение предсказуемости и стабильности тарифного регулирования для частного сектора, при этом в июне 2019-го должен появиться закон об основах долгосрочного госрегулирования тарифов в инфраструктурном секторе и т.д.
Во втором блоке прежде всего прописаны «разработка и внедрение принципов и механизмов формирования и инвестирования средств Фонда инфраструктурного развития». Срок – декабрь 2018-го. В этом же блоке упоминаются меры по совершенствованию системы государственно-частного партнерства.
Третий блок мер призван снизить долю государства в экономике, предполагается принятие законов, ограничивающих присутствие государства на конкурентных рынках, в том числе в банковском секторе. Так, в 2018–2024 годах должна быть разработана и реализована «дорожная карта» выхода из капитала санируемых банков. Должны быть реализованы существующие и разработаны новые планы приватизации. К марту 2019-го должен появиться закон, который переводит торги по продаже приватизируемого госимущества в электронную форму.
В четвертом блоке упоминаются такие меры, как разработка и реализация программы по упрощению доступа малого и среднего бизнеса к кредитным и лизинговым средствам (срок – ноябрь 2018-го), создание добровольной накопительной пенсионной системы на основе ИПК (срок – 2018–2020). Также в качестве финансового источника рассматривается система страхования жизни, которую предстоит развить. Пятый блок – отраслевые меры – пока не сформирован.
Казалось бы, в плане упоминаются правильные слова и даются красивые обещания, но он не становится от этого убедительнее: во многих случаях сроки, да и сами ожидаемые результаты, можно назвать нереалистичными, почти маниловщиной.
Один из примеров – ИПК. Эта концепция не просто сырая, она еще и вызывает, похоже, не менее горячие споры, чем другие недавние новации правительства. Сначала предполагалось, что граждане после реформы накопительной системы будут вносить в накопительную часть пенсии до 6% от зарплаты в негосударственные пенсионные фонды – правда, эти отчисления чиновники хотели сделать как бы добровольными, а по факту принудительными, внедрив механизм автоподписки (см. «НГ» от 22. 06.17, 11.08.17). Затем автоподписку решили заменить авторегистрацией, но со стороны это выглядело как терминологическая уловка: похоже, отчисления за работников должны делать работодатели, которым обещали льготы (см. «НГ» от 12.09.17). Окончательные решения были отложены, концепция обрастала противоречиями. Теперь первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов заявил, что концепция будет внесена в правительство в этом году.
Не менее странным выглядит расчет на то, что российские банки после санации получится кому-то перепродать – и это на фоне и так низкой инвестиционной привлекательности банковского сектора, который почти поделен между госбанками, на фоне макроэкономической неопределенности.
«Все нужно, все полезно», – прокомментировал план Минэкономразвития Борис Титов. Но где действия, которые приведут к наращиванию уровня инвестиций до 25% в ВВП? «Без смягчения денежно-кредитной политики, повышения доступности кредитов, ударного налогового стимулирования инвестиций в модернизацию и создание производств прорыва не случится, – сообщает на своей странице в сети Facebook Титов. – А у нас тем временем повышают НДС и тормозят дальнейшее снижение ключевой ставки. Шаг вперед – два шага назад, в чистом виде».
Как вчера пояснили «НГ» в пресс-службе бизнес-омбудсмена, Титов «изложил позицию перерабатывающей промышленности, сектора малого и среднего предпринимательства, агропрома и т.д., при этом у сырьевого сектора позиция может отличаться». Это отличие уже продемонстрировал глава РСПП – союза, объединяющего крупнейших представителей бизнеса в энергетическом, банковском секторах, машиностроении, оборонно-промышленном комплексе, строительстве, химическом производстве и т.п.
«Бизнес посоветовал бы насытить наконец российскую экономику деньгами. Сегодняшнее отношение денежной массы к ВВП в 48% является недопустимо низким, а отсутствие доступных кредитов не позволяет развивать новые проекты. Кроме того, нужно изменить параметры налоговой системы – перенастроить ее с сиюминутного выкачивания ресурсов из экономики на создание условий для развития, – поясняют в пресс-службе бизнес-омбудсмена. – Инвестиции в новые производства и модернизацию действующих нужно стимулировать за счет налоговых вычетов. Подобная политика позволила бы очень быстро нарастить налоговую базу не только за счет экспорта сырья. Но, к сожалению, правительство ее не придерживается».
«Меры, предложенные в Минэкономразвития, очень правильные, идеально стерильные. Придраться к ним практически невозможно, поскольку нет никакой конкретики. Это же становится и слабым местом озвученных предложений», – соглашается директор Института актуальной экономики Никита Исаев. Позиция «Мы за все хорошее и против всего плохого» «никак не ликвидирует уязвимые места прежних программ поддержки», добавляет он. По мнению Исаева, на фоне принимаемых налоговых решений «программа ускорения экономики от МЭР – это лишь попытка подсластить горькую пилюлю, причем и сахар не дают, а только показывают на картинке». При этом, по данным Всемирного банка, налоговая нагрузка в РФ не такая уж и низкая: в 2017-м в России реальная налоговая нагрузка на бизнес (с учетом неналоговых платежей) составила 47,4% – столько бизнесмены отдают из своей прибыли. В среднем по миру показатель 40,6%.
«Повышение НДС будет вытягивать из экономики около 600 млрд руб. в год. Либо напрямую за счет снижения отпускных цен, либо косвенно из-за снижения спроса на подорожавшую продукцию, но прибыль компаний будет уменьшаться, что затормозит технологическую модернизацию, – ожидает Исаев. – В стороне не останутся и простые люди. Они будут вынуждены еще сильнее ограничить свое потребление, ухудшив качество жизни».
«Повышение НДС скажется отрицательно: повысится инфляция, снизится спрос, увеличится прямая или косвенная нагрузка на бизнес. Насколько этот негатив может быть компенсирован предложенными в Минэкономразвития мерами – вопрос, – говорит главный экономист «БКС Глобал Маркетс» Владимир Тихомиров. – Пока не ясно, будут ли эти меры воплощаться быстро и систематически, будут ли они обеспечены достаточным финансированием».
комментарии(0)