Немецкий сухогруз помогает загрузить предприятие «Крымский титан» норвежским сырьем. Фото с сайта www.fleetmon.com
Выборочные запреты Киева на торговлю с Россией приводят к парадоксальным результатам. Часть украинских предприятий теряют валютные доходы, поскольку их сырьевой экспорт в Россию замещает европейский бизнес. А другие украинские компании переводят в Россию все больше валюты для оплаты импорта донецкого угля через территорию РФ. При этом многие европейские компании научились работать в Крыму, обходя все санкционные запреты.
Украинские предприятия с начала 2018 года сократили собственную добычу угля на 12%. И одновременно увеличили его импорт почти на 43%. Причем две трети ввозимого Украиной угля поступает из России – в том числе и уголь Донбасса, поставляемый через территорию РФ. Как сообщалось, Украина планирует в 2018 году увеличить импорт энергетического угля из России почти на 30% по сравнению с 2017 годом.
Рост импорта товаров из России – это тенденция не только 2018 года. По итогам прошлого года поставки российских товаров в Украину выросли почти на 40% и достигли 7,2 млрд долл. Встречные поставки из Украины в Россию сокращаются (за прошлый год на 9%) и составляют всего около 3,9 млрд долл. Однако нынешние киевские власти не сильно обеспокоены дефицитом торговли со «страной-агрессором». Более того, они стараются запретить экспорт украинских товаров в Россию, и в частности в Крым.
Ущерб для Крыма от подобных запретов весьма условный. Поскольку украинский экспорт предприятия Крыма замещают поставками с материковой части России и даже из Европы, бизнес которой не останавливают антикрымские санкции.
Типичный пример – предприятие «Крымский титан», который вынужденно заменил поставки сырья из Украины на сырье из третьих стран – например, из Норвегии. При этом в перевозке сырья участвуют немецкие фирмы, чьи корабли не заходят в крымские порты и формально не нарушают антикрымских санкций.
Две немецкие судоходные компании – Hansa Heavy Lift из Гамбурга и Heinz Corleis KG из Штаде перевозят сырье (ильменит) для производства соединений титана. По данным журналистов немецкой радиостанции Deutschlandfunk, эти компании обеспечили доставку в Крым из Норвегии занесенного в санкционный список титанистого железняка, который применяется в военной сфере. Его используют, например, для производства высококачественной краски, которой обрабатывают боевую технику, и в частности военные корабли. Корреспондент радиостанции Сабине Адлер (Sabine Adler) так излагает ход событий. Сухогруз Mississippi судоходной кампании Hansa Heavy Lift, направлявшийся в российский порт Кавказ, 23 ноября 2017 года встал на рейд в Керченском проливе. Продавать ильменит в Россию можно, но не в Крым. Дойти до порта назначения, однако, Mississippi помешал слишком низкий мост (цитата по Deutsche Welle, DW). Поэтому 10 тысяч тонн ильменита были прямо в море перегружены на российское судно «Нефтерудовоз-2». А оно ходило не в российский порт, а в Камыш-Бурун в Крыму. Там и разгружалось. Точно такая же процедура повторилась несколько дней спустя с сухогрузом Callisto судоходной компании Heinz Corleis KG. Наблюдали за движениями этих судов в Керченском проливе активисты украинской неправительственной организации Black Sea Watch.
Таким образом, немецкие и украинские активисты внимательно наблюдают, как украинские компании теряют валютные доходы, а норвежские и немецкие компании эти же доходы получают.
Контролируемый украинским олигархом «Крымский титан» ранее ежегодно потреблял около 300 тыс. т ильменита, который завозился из Житомирской области. Однако украинская Генпрокуратура запретила прямую продажу сырья для Крыма. Поэтому необходимое сырье доставлялось в Крым окольными путями – через Одессу в порт «Кавказ» с последующий перегрузкой на российские суда, которые уже заходили в порты Крыма.
По данным DW, немецкая прокуратура начала следствие против двух судоходных компаний Германии, а норвежская – против горнорудной фирмы Titania Kronos, которая добывает ильменит. Не входящая в Евросоюз Норвегия присоединилась к европейским антикрымским санкциям. Пресс-секретарь немецкого Министерства экономики и энергетики Беате Барон (Beate Baron) на правительственной пресс-конференции в пятницу, 6 июля, напомнила, что остаются в силе оба санкционных предписания ЕС – и в отношении Крыма с Севастополем, и в отношении России. Между тем «Крымский титан» имеет опыт закупок сырья не только в Норвегии или Житомирской области Украины, но и с месторождений Шри-Ланки. Так что при желании норвежские компании могут отказаться от своих прибылей в пользу предприятий Шри-Ланки.
комментарии(0)