Алюминий – легкий, прочный и, что немаловажно, экологичный металл. Фото РИА Новости |
Недавний День металлурга, который сотни тысяч людей в России ежегодно празднуют 15 июля, – повод оглянуться назад и оценить то главное, что произошло в алюминиевой отрасли в последние годы и десятилетия. А с другой стороны – определить, как она может справиться с вызовами сегодняшнего дня. На эти темы рассуждают заслуженные металлурги, те, кто стоял у истоков отрасли, кто всегда был на «передовой» и выстраивал мост между прошлым и будущим алюминиевой индустрии.
Алюминиевые сплавы завоевывают рынок
Последние 20–30 лет были трудным периодом в алюминиевой индустрии, отмечает Михаил Локшин, кандидат технических наук, лауреат премии Совета Министров СССР, 35 лет проработавший во Всероссийском (ранее Всесоюзном) институте легких сплавов (ВИЛС). В отрасли, по его словам, проходила перестройка на фоне поиска новых путей развития и жесткой борьбы за рынки потребления.
Каковы эти пути и что обеспечивает алюминию конкурентные преимущества? Эксперты отмечают прогресс в металлургии алюминиевых сплавов. «Стоит отметить алюминиевые сплавы, легированные скандием, – считает доктор технических наук, сотрудник лаборатории металловедения ВИЛС Валерий Захаров. – Влияние скандия на структуру и свойства алюминиевых сплавов необычайно сильное: благодаря этому металлу мы имеем уникальную возможность получать сплавы с принципиально новыми свойствами, которые недостижимы без его добавления. Данное открытие является очень ярким событием в отрасли, и это направление будет активно развиваться в самое ближайшее время».
Современные алюминиевые сплавы имеют высокий спрос практически во всех отраслях промышленности, что стало наиболее очевидно в последние пару десятилетий, констатирует директор РУСАЛа по сбыту и маркетингу Роман Андрюшин. Причем эта тенденция, по его словам, характерна как для мира в целом, так и для России: «Растет алюминизация строительства: светопрозрачные конструкции, панели, фасадные системы, отделочные материалы. Особо знаковым событием строительной отрасли является рост популярности мостов с использованием алюминиевых сплавов. Благодаря целому ряду преимуществ таких мостов в мире наблюдается настоящий бум строительства этих объектов. И Россия, наконец, тоже начала открывать для себя перспективы их использования».
«Существенно расширяется использование алюминия в транспортной отрасли, и это наиболее быстрорастущий сегмент потребления алюминия в мире. Хотя российский рынок пока отстает по объемам использования алюминия в транспорте, но мы движемся в том же направлении, что и развитые страны, – продолжает Роман Андрюшин. – Последние 20 лет позволили нам наблюдать возрождение отечественного авиакомплекса. Были запущены в производство самолеты SSJ-100, МС-21, модернизирован ИЛ-476, где широко применяется алюминий. Ведутся работы по локализации иностранных компонентов на территории РФ, активно реализуется программа импортозамещения. Например, произведенные в России авиационные теплообменники поставляются не только на отечественные воздушные суда, но и с успехом на все зарубежные «Боинги». Разработаны новые сплавы, стали активно применяться новые виды литья, расширяется применение порошков для 3D-печати».
Независимые прессовщики воспользовались шансом
Еще одно ключевое событие, на котором акцентируют внимание эксперты, – появление нового сектора так называемых независимых прессовщиков алюминиевых профилей. «Сектор возник во многом благодаря инициативе наиболее активных и талантливых представителей частного бизнеса. В то время как старые мощности традиционных комплексных заводов были остановлены, а в ряде случаев просто демонтированы, новые прессовые заводы приобрели современное оборудование, обеспечивавшее быстрое развитие, которое продолжается до сих пор», – подчеркивает Михаил Локшин.
«Хочу отметить создание новых, современных прессовых производств, ориентированных на строительную индустрию. Перспектива применения алюминиевых изделий в стройке велика, и уже сегодня их использование увеличивает возможность решения многих сложных строительных задач», – отмечает председатель Алюминиевой ассоциации Валентин Трищенко.
«Важной вехой считаю появление большого числа некрупных заводов, занимающихся прессованием мягких сплавов для строительства, автотранспорта и других отраслей, – согласен топ-менеджер «Арконик Россия» Александр Дриц, много лет проработавший в компании «Алкоа» (сейчас – «Арконик»). – Они обладают современным оборудованием и технологиями нанесения покрытий, анодирования, а новые прессовые линии позволяют заказчикам получать строительные профили качества, абсолютно идентичного европейскому и американскому».
Консолидация для развития
Эксперты не обошли вниманием и процессы, происходящие в структуре отрасли. Валентин Трищенко отмечает плюсы консолидации производства первичного алюминия: «Это поспособствовало техническому перевооружению, созданию новых производств первичного алюминия, решению вопросов по экологии и себестоимости». «Не стоит забывать и о таком важном событии, как создание Объединенной компании РУСАЛ, ставшей крупнейшим производителем первичного алюминия за пределами Китая, – напомнил Роман Андрюшин. – В России вводятся современные алюминиевые заводы, использующие новейшие технологии производства: Хакасский алюминиевый завод (ХАЗ), Богучанский алюминиевый завод (БоАЗ) (оба входят в структуру РУСАЛа. – «НГ»)».
Развитие алюминиевой отрасли стимулировали и другие инвесторы – российские и иностранные. Дриц называет одним из главных событий последних лет приобретение «Алкоа» заводов в Самаре и Белой Калитве в 2005 году. «Инвестиции позволили модернизировать их производственные мощности, обеспечить высокое качество продукции и поднять технический и технологический потенциал на уровень передовых зарубежных предприятий», – объясняет он. Из актуальных событий Дриц выделил строительство нового прокатного комплекса на Каменск-Уральском металлургическом заводе (КУМЗ, входит в УК «Алюминиевые продукты») – это значит, по его словам, что в ближайшие годы в алюминиевой перерабатывающей отрасли появится еще одно современное предприятие.
А кроме того, немаловажным событием стало объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия в отраслевой союз – Алюминиевую ассоциацию. «Именно благодаря ее работе в отрасли запускаются инновационные проекты, применение алюминия совершенствуется, а уровень его потребления растет», – отметил Валентин Трищенко. Разделяет высокую оценку деятельности Алюминиевой ассоциации и доктор технических наук, профессор Николай Белов: «Наиболее значимым событием алюминиевой отрасли считаю создание Алюминиевой ассоциации, что явилось следствием осознания предприятиями практически полного отсутствия политики развития в предыдущие годы – раньше в СССР эту функцию выполняли министерства».
Как увеличить внутреннее потребление
Главный вызов, стоящий перед отраслью, – необходимость обеспечить рост переработки металла и производства высокотехнологичной продукции внутри России. Задача сложная, но решаемая, считают эксперты. «Во-первых, надо стимулировать и создавать условия для повышения конкурентоспособности продукции на мировом уровне, – полагает Локшин. – Второе – сделать процесс создания и освоения новых инновационных технологий непрерывным. Для этого надо поднять уровень затрат в бизнесе на НИОКР с нынешних 5–10% до 50–60%, как это имеет место в бизнесе лидеров алюминиевой индустрии развитых стран. Третье – надо ускорить гармонизацию перечня сплавов и состояний поставки с ведущими мировыми системами. Четвертое – необходимо поднять уровень образования в технических университетах России в части подготовки специалистов в сфере применения и исследований алюминиевых сплавов. Существующий уровень подготовки является тормозом в расширении использования алюминия».
С необходимостью перемен согласен и Николай Белов. «Для развития алюминиевой отрасли необходимо развитие промышленных отраслей, потребляющих алюминий, с чем может помочь государственная программа по созданию современных изделий на основе легких материалов взамен тяжелых: транспорт, кабель, строительство, спортинвентарь», – считает он. По его мнению, также актуально создание современного научного алюминиевого центра в России.
«Сегодня очень важно увеличить внутреннюю потребность в алюминиевых полуфабрикатах и сплавах во всех отраслях промышленности. Также необходима модернизация и создание новых металлургических производств, направленных в числе прочего на импортозамещение. Среди приоритетных направлений алюминиевой отрасли – стимулирование развития экспорта алюминиевой продукции высоких переделов», – советует Валентин Трищенко.
Переработка алюминия выгодна для экономики
По мнению Андрюшина, источники роста потребления алюминия лежат в трех областях – качество, компетентность и регуляторика: «Во-первых, нужно в целом повышать качество создания продуктов высоких переделов, используемых в прокате, экструзии, упаковке и товарах народного потребления. Во-вторых, необходимо воспитывать поколение профессионалов, которое будет знать о преимуществах и свойствах алюминия и уметь работать с ним. Сегодня подготовка специалистов отстает от потребностей рынка. Так как нет понимания возможностей использования алюминия, проектировщики или дизайнеры, к сожалению, зачастую предпочитают избегать применения этого металла. В-третьих, устаревшие ГОСТы и своды правил сдерживают использование алюминия в строительстве, вагоностроении, энергетике и других отраслях. Пересмотр системы стандартов с учетом современного уровня развития алюминиевых сплавов и технологий – важный фактор развития отечественной алюминиевой промышленности».
Конкурентные преимущества алюминия должны способствовать росту его потребления и развитию промышленности в целом, считает Александр Дриц. «Для увеличения переработки алюминия в России нужно продолжать развивать рынки, для которых алюминий является эффективным в применении материалом, – полагает он. – Катализатором этого процесса должны стать законодательные инициативы и мероприятия, которые бы стимулировали потребление алюминия. Алюминий – легкий, прочный, красивый металл, вместе с этим у него есть еще одно прекрасное свойство: 100-процентная рециклируемость без потери свойств. При этом вторичная переработка значительно экологичнее первичного производства. Это особенно актуально сейчас, когда высокая энергоэффективность и снижение выбросов становятся глобальным приоритетом».
«России необходимо использовать наши алюминиевые изделия, полуфабрикаты как можно шире: в транспорте, электротехнике, строительстве. Если говорить о транспорте, то нужно брать во внимание и автомобильную отрасль, и железнодорожную. Нельзя забывать и об авиастроении. Возможно, композиционные материалы постепенно его заменят, но это произойдет не в ближайшее время: алюминиевые сплавы еще длительное время будут основным конструкционным материалом в авиастроении. Подобный рост внутреннего использования алюминиевой продукции выгодно скажется на нашей экономике. Конечно, данный процесс не так просто запустить и наладить. Но я считаю, что именно развитие алюминиевой отрасли сейчас для нас приоритетно», – подытожил Захаров.
комментарии(0)