Перспектива частичной замены исторического принципа распределения рыбных квот аукционами накалила ситуацию в рыболовной отрасли. Против попыток пересмотра правил игры консолидированно выступили не только промысловики, но и представители регионов, часть сенаторов и депутатов, эксперты и общественники. Однако инициаторы изменений не слышат их аргументов, уклоняясь от диалога.
Открытые аукционы по распределению квот на вылов рыбы проводились в России в 2001–2003 годах, результаты для отрасли были катастрофическими: прибыль рухнула, инвестиции прекратились, рынок начали прибирать к рукам крупные иностранные игроки. Введенный после этого исторический принцип, когда квоты распределяются исходя из вылова за предыдущие годы, привел к росту объемов производства, прибыли и поступающих в казну налогов.
Срок действующих сейчас 10-летних квот подходит к концу, и ФАС предлагает опять заменить исторический принцип аукционами. «Аргументация ФАС напоминает методы марксистских схоластиков, которые на каждую проблему приводили не реальный экономический факт или явление, а нужную цитату из нужного тома «основоположников», – рассказывает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. – Так и сейчас: говорят, что аукционы – самое лучшее средство для развития конкуренции, потому что так написано в учебниках и теоретических умозрительных схемах. Есть простые примеры: три года назад рыбная отрасль заплатила около 18 млрд руб. налогов, а в прошлом году – 42 млрд, инвестиции пять-шесть лет назад составляли 8–9 млрд руб., а в прошлом году – 18,5 млрд. Но на это нам отвечают лозунгами про конкуренцию».
Производитель неизбежно будет проигрывать аукционы, потому что все деньги у него в обороте, подчеркивает экономист Михаил Делягин. Выиграют либо крупные финансовые структуры, либо обладатели административного ресурса, которые затем позволят рыболовам использовать свои квоты, но заберут всю прибыль. Поэтому неизбежно вырастет нелегальный вылов: сейчас, в результате применения исторического принципа, он составляет 10–15%, а в начале 2000-х на каждую легальную тонну краба приходилось 4 т нелегального. А там, где есть нелегальные деньги, всегда появляются бандиты. «Сейчас губернаторов, бывает, сажают в тюрьму. Мы хотим, чтобы их начали опять убивать? Чтобы опять началась стрельба?» – интересуется Делягин.
Принятие изменений нанесет удар по экономике приморских регионов. Как отмечает член Общественной палаты РФ, политолог Глеб Кузнецов, введение аукционов исключает образование реальной прибыли у рыболовецких компаний, значит, сократится налог на прибыль, а это – региональный налог. Поэтому даже если федеральный бюджет получит дополнительные доходы, их все равно придется направить в субъекты РФ.
«Если мы перейдем к этому принципу, то для нашей региональной экономики это будет серьезный удар, который отбросит отрасль назад, – отмечает сенатор от Магаданской области Анатолий Широков. – У нас несколько крупных рыбодобывающих компаний, которые платят в областной бюджет миллиарды рублей налогов, обеспечивают высокую заработную плату, создают и поддерживают социальные объекты, реализуют рыбу по социальным ценам, создали рыбоперерабатывающую инфраструктуру на берегу. Решая вопрос распределения квот, нужно обращать внимание в первую очередь на тех, кто работает в море».
Между тем рыболовы как могут пытаются донести свою отрицательную позицию до властей. В знак протеста против предлагаемых изменений 12 июля в 14.00 на судах, работающих на Севере и дальневосточных регионах, прозвучал гудок продолжительностью 5 минут. Решение о проведении такой акции было принято в связи с отсутствием реакции на многократные обращения к руководителям ведомств и государства. «В крабовом бизнесе работают 90 компаний, это примерно 6 тыс. человек и 130 судов, и деятельность всех этих компаний будет поставлена под вопрос, – отмечает президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков. – Большие, может быть, выживут, а средние и мелкие скорее всего прекратят существование». По мнению экспертов, отказ от исторического принципа приведет к тотальной безработице в промысловых регионах.
Под ударом окажутся не только рыболовы. «Нововведения, которым хотят подвергнуть отрасль, скажутся на социальном самочувствии и судостроителей, и машиностроителей, которые делают оборудование для судостроения, и торговых сетей», – отмечает Кузнецов. Исполнительный директор Ассоциации краболовов Севера Татьяна Соколова приводит пример: Архангельский траловый флот заказал четыре крупных траулера на 280 млн долл. и еще 10 краболовных судов на сумму 320 млн долл., но сейчас строительство приостановлено, потому что банки понимают: их кредиты могут стать невозвратными. А из-за этого возникли проблемы у кораблестроителей. Остановлено строительство и многих рыбоперерабатывающих предприятий. Ранее государство выделило компаниям инвестиционные квоты как раз под обновление флота и развитие переработки, они добросовестно выполняют свои обязательства, но сейчас этот инструмент фактически перестал работать.
Проиграют и потребители, уверен депутат Госдумы от Приморья Андрей Андрейченко: рыба станет дороже – все возникшие расходы производитель будет закладывать в стоимость, качественный продукт в большем объеме пойдет за рубеж, где можно быстрее заработать, чтобы компенсировать затраты, а россиянам придется есть искусственно выращенную рыбу.
Инициаторы изменений не хотят слышать никаких возражений. «Ни одного содержательного диалога с представителями отрасли не было. Или их выслушивали на совещаниях, где не принимаются решения, или просто не пускали на совещания, где решения принимаются», – отмечает Делягин. Сама необходимость изменений никак реально не обосновывается. «Эти люди хотят переделить ставшую на ноги, дающую прибыль отрасль. Если мы опять наступим на эти грабли, это будет катастрофа не только самой отрасли, но и государства, которое продемонстрирует всем свою невменяемость. Это вопрос политический», – полагает эксперт. «Возвращение аукционов выглядит открытием ворот в ад, и совершенно непонятно, какую задачу государство этим решает», – недоумевает Кузнецов.
Впрочем, окончательное решение еще не принято. После проведенной рыбаками 12 июля акции и обращения врио губернатора Приморья Андрея Тарасенко к президенту с просьбой повлиять на ситуацию с квотами пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сообщил, что Владимир Путин поручил решить этот вопрос правительству. Пока в правительстве размышляют, сенатор Елена Афанасьева внесла законопроект о моратории на изменения в регулировании отрасли. «К сожалению, диалога не получается, – констатирует она. – Нельзя принимать решения, не просчитав все плюсы и минусы. Эти решения не должны быть поспешными. Сегодня мы четко понимаем, что исторический принцип – базовый принцип рыбной отрасли, который дает ей возможность стратегически развиваться, поддерживает территории, благодаря ему выполняются социальные гарантии и реализуются инвестиционные проекты».
комментарии(0)