Перекрестное субсидирование в электроэнергетике мешает развиваться крупным потребителям. Фото Pixabay
Минэкономразвития, Минэнерго и ФАС готовят предложения по ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике – механизма, при котором одни потребители оплачивают часть расходов других. Согласно протоколу прошедшего 26 июня совещания у вице-премьера Дмитрия Козака, инициативы должны быть представлены к 15 августа. Один из пунктов разногласий сторон, по данным «НГ», состоит в том, что Минэкономразвития и ФАС предлагают ввести социальную норму для населения, а Минэнерго – фактически вернуть «последнюю милю», то есть распределить «перекрестку» на промышленные предприятия, подключенные к сетям Федеральной сетевой компании (ФСК).
На днях в ФАС прошло совещание с участием представителей заинтересованных министерств, бизнеса и экспертов. Источник «НГ», знакомый с представленными на нем материалами, назвал основные параметры, прозвучавшие в презентации антимонопольного ведомства. Оно насчитало более шести видов «перекрестки», объем которой в 2018 году составил 220 млрд руб. Основная часть сосредоточена всего в 16 субъектах – если ее там ликвидировать, то снижение в целом по стране составит более половины, сообщил собеседник «НГ». По его данным, одним из главных факторов увеличения объемов «перекрестки» в ведомстве назвали рост объемов потребления населением: доля населения в объеме потребления электроэнергии в среднем по России – 29%, в среднем на человека приходится 89 кВт-ч в месяц, в зависимости от региона показатель меняется очень сильно – и где-то среднее месячное потребление составляет уже около 225 кВт-ч.
По данным источников «НГ», на совещании обсуждались разные меры по борьбе с «перекресткой»: в частности, увеличение понижающего коэффициента к тарифам для населения (сейчас – от 0,7), изменение категории потребителей, к которым он применяется, увеличение тарифов для населения не ниже уровня, заложенного в прогнозе Минэкономразвития, включение в основные показатели эффективности губернаторов пункта о сокращении «перекрестки». Еще одна мера – введение социальной нормы для населения по типу той, что уже успешно применяется в Крыму и Севастополе: при потреблении до 150 кВт-ч в месяц – тариф с учетом «перекрестки», 150–300 кВт-ч в месяц – с частичным учетом «перекрестки», выше – экономически обоснованный тариф.
Для того чтобы получить эффект в целях ликвидации перекрестного субсидирования, надо, чтобы значение предела, до которого применяется текущий льготный тариф, было близко к среднему потреблению, что составляет около 150 кВт-ч в месяц, отмечает председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая: «Мы сделали оценку дифференциации объемов потребления на один лицевой счет – какая доля лицевых счетов укладывается в 300 кВт-ч в месяц, какая находится в диапазоне от 300 до 600 кВт-ч и какая – более 600 кВт-ч. В частном секторе 83% попадает в первый диапазон, в многоквартирных домах (МКД) – 92%. В потребление от 300 до 600 кВт-ч в месяц попадает 12% частного сектора и 7% в МКД. Свыше 600 кВт-ч в месяц – 5 и 1% соответственно. Так мы не получим снижения перекрестного субсидирования, и все равно будет социальный негатив. Выигрыша для тарифной картинки нет».
«Дифференцированные тарифы на электроэнергию для населения в зависимости от объемов потребления применяются во многих странах мира. Такие же подходы действуют в Крыму, а также в Республике Беларусь, при этом для граждан, проживающих в домах с электроплитами, предусмотрен более высокий уровень границ потребления, до которых применяются низкие тарифы», – отметила Наталья Невмержицкая.
У Минэнерго другая инициатива: ведомство не решается предлагать повышение тарифов для населения, вместо этого хочет равномерно распределить объем «перекрестки» на всех потребителей, кроме граждан, и дифференцировать единый тариф ФСК. Это фактически возродит «последнюю милю» – почти отмененный к концу 2017 года механизм, при котором потребители, подключенные к ФСК, платили тариф распределительных сетей, которыми не пользовались.
По данным источника «НГ», в Минэкономразвития предварительно оценивают краткосрочный эффект от распределения «перекрестки» на ФСК в виде снижения котлового тарифа на 2,5–3% (при наилучшем из возможных достижимых результатов), тариф ФСК при этом вырастет в три раза. В среднесрочной же перспективе, как считает министерство, потребитель частично уйдет с ФСК на распределенную генерацию, за счет этого котловой тариф вырастет на 4%, а тариф для потребителей ФСК сохранится повышенным, сообщил «НГ» один из участников совещания. Таким образом, получается, что перераспределение «перекрестки» на ФСК усиливает стимул для строительства распределенной генерации и не снижает объем «перекрестки», – мера совершенно не направлена на решение проблемы, приводит источник позицию министерства, прозвучавшую на заседании.
Вместо нее, по данным собеседника «НГ», в Минэкономразвития предварительно рассматривают вариант отказа от понижающего коэффициента 0,7 для населения в течение 10 лет (примерная экономия при определенных сценариях – до 50 млрд руб.), снижения темпов индексации тарифов для прочих потребителей с 3 до 2%, дифференциации тарифов для населения и выравнивания ставки «перекрестки» внутри котловых тарифов по уровню напряжения.
«Министерство в настоящее время готовит позицию, включая все необходимые оценки и варианты разрешения проблем. Более подробно сможем рассказать в ближайшее время», – сообщили «НГ» в пресс-службе Минэкономразвития в ответ на запрос.
Крупным потребителям, разумеется, ближе предложения ФАС и Минэкономразвития, чем Минэнерго. Один из предметов их озабоченности – огромная «перекрестка» между отраслями: энергоемкая промышленность финансирует строительство ВИЭ, утилизацию ТКО, программы договоров присоединения мощности (ДПМ), рассматривается идея новой программы ДПМ, направленной на модернизацию теплоэнергетики. Предложение Минэнерго – движение в сторону очередного роста нагрузки.
«С такой регуляторной политикой чем быстрее мы уйдем из централизованной системы, тем нам будет лучше. Уже сегодня даже при текущем уровне тарифа ФСК на горизонте 7–10 лет выгодно уйти на собственное электроснабжение. Если будут реализовываться эти предложения, никто вообще не будет сравнивать варианты. Но это катастрофа для централизованного энергоснабжения», – говорит директор Сообщества потребителей энергии Василий Киселев.
Хотя несколько лет назад было принято решение о сокращении «перекрестки» до 50 млрд руб. к 2022 году, «дорожной карты», графика его конкретной реализации так и не было разработано, отмечает Алексей Москалев, руководитель направления по развитию энергетики Группы НЛМК: «Вместо этого за последние два года мы получили предложения Минэнерго фактически вернуть механизм «последней мили», продолжает развиваться межтерриториальное перекрестное субсидирование, продолжают расти платежи по ДПМ, активно прорабатывается программа модернизации теплоэнергетики». В результате, по мнению крупных потребителей, возникают инвестиционные риски – невозможно вкладываться в развитие, не зная, что в будущем будет заложено в цену на электроэнергию.
комментарии(0)