Глава ФАС Игорь Артемьев предлагает подходить к вопросу повышения коммунальных тарифов более взвешенно. Фото РИА Новости
Коммунальные тарифы власти РФ поднимают один раз в год – с начала июля. Но монополии подбивают чиновников нарушить это правило и хотят залезть в кошельки потребителей дважды: сначала с 1 января, а потом еще и с 1 июля 2019 года. Формальный повод – увеличение налога на добавленную стоимость с января 2019 года. Населению рост налогов власти компенсировать не собираются. А монополиям – пожалуйста. Единственным защитником потребителей пока выступает ФАС. Антимонопольщики уже назвали тарифы во многих регионах необоснованно завышенными. Эксперты также критически воспринимают идею двойного повышения. «В стране и так растет долг населения за коммунальные услуги, и вряд ли после двухэтапного повышения стоит ждать улучшения платежной дисциплины у граждан», – говорят они.
В Минэнерго РФ, Минстрой РФ и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ были внесены предложения по индексации коммунальных тарифов в связи с повышением ставки НДС до 20%. Напомним, в 2019 году НДС будет повышен с текущих 18 до 20%. Таким образом, ресурсоснабжающие организации якобы будут терпеть прямые убытки, если не разрешить им поживиться за счет граждан. В Ассоциации «ЖКХ и городская среда» подсчитали, что убытки коммунальщиков в следующем году могут достичь 100 млрд руб., а объем долгов в отрасли вырастет до 1,5 трлн руб. Между тем убытки населения от роста налогов и тарифов чиновников не сильно заботят.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин в письме к премьеру Дмитрию Медведеву уже рассказал о финансовых несчастьях местных монополий. Он разъяснил главе правительства, что коммунальные организации должны будут заплатить повышенную ставку НДС уже с 1 января 2019 года, не имея возможности «включить эту ставку в расчеты с потребителями». «Из-за этого компании, занимающиеся ЖКХ, за полгода могут стать банкротами, так как им придется платить ресурсоснабжающим организациям с учетом новой ставки НДС». При этом эксперты РСПП замечали, что изменение ставки НДС при невозможности индексировать тарифы создаст выпадающие доходы в 2% от годовой выручки. В итоге эти средства учтут при индексации тарифов в последующие периоды, поэтому они вырастут не только на объем роста НДС, но и на размер компенсаций расходов по налогам за предыдущий период. Это в РСПП назвали неконтролируемый рост тарифов.
Заметим, ранее глава Минстроя Владимир Якушев уверял, что рост НДС не повлияет на «платежку за ЖКХ». По словам министра, граждане РФ «защищены от повышения платы за ЖКХ». То есть даже если повышение НДС повысит тарифы, то все равно роста платы со стороны граждан не будет. «Тариф на платеж не влияет, платеж у нас ограничен законом», – сказал Якушев.
Однако теперь выясняется, что это не совсем так. И в МЭР предлагают компенсировать коммунальщикам выпадающие доходы двухэтапным повышением тарифов в следующем году. В итоге с 1 января тарифы повысятся на 1,7%, а с 1 июля 2019 года тарифы будут подняты таким образом, чтобы они оставались «в ранее принятых пределах, не превышающих целевую инфляцию». Добавим, в Центробанке прогнозируют на 2019 год инфляцию в районе 4%.
Удивительно здесь и то, что обычно тарифы повышаются ежегодно с 1 июля, а средняя индексация ограничена ориентиром по инфляции. В МЭР предлагают некоторое послабление: с учетом январского повышения июльское должно быть снижено с 4 до 2,4%. Для сравнения: в Минэнерго предлагают индексировать тарифы на ЖКУ в январе на 1,7%, а с июля – на те же 4%.
В Минфине также поддержали инициативу МЭР о двухэтапном повышении тарифов на ЖКУ в 2019 году – в январе на 1,7% и июле на 2,4%.
При этом на предложение ведомства Максима Орешкина критически отреагировали в ФАС. Глава ФАС Игорь Артемьев объявил, что служба не поддерживает инициативу МЭР. В качестве объяснения он указал, что две трети российских регионов и так уже имеют тариф выше экономической обоснованности. «Зачем им повышать? Куда им повышать? Им уже столько наповышали, что иногда мы видим, что тариф от эталона, то есть экономически обоснованного, может быть в 20 раз выше», – подчеркивал он. И раз у них тариф выше, есть два варианта, говорят в ФАС. «Либо снизить тариф, либо, как мы предлагаем, перевести это в обязательные инвестиции, то есть направить эти деньги на – прежде всего – ремонты, чтобы уменьшить потери воды в трубах, улучшить очистные сооружения, то есть экологическое состояние территории. Заставить эти деньги вложить в дело», – предлагает Артемьев.
Что же касается трети регионов страны, где тариф ниже экономической обоснованности, то в этом случае глава ФАС считает двухэтапное повышение обоснованным: «Вот им действительно, для них повышение НДС – это еще одна травма: они не смогут закупить реагенты, не смогут нормально эксплуатировать, из-за этого может качество воды тоже ухудшаться, люди болеть могут начать. Вот им можно поднять два раза». Заметим, часть СМИ слова главы ФАС передали чуть иначе. Согласно другим сообщениям, «ФАС готова согласиться на индексацию тарифов на 1,7% только в тех регионах, где сейчас тарифы ниже эталона».
При этом опрошенные «НГ» эксперты в принципе не сомневаются, что в итоге тарифы будут повышены дважды. «Тарифы будут повышаться все-таки в два этапа для смягчения недовольства со стороны населения, а также с точки зрения возможности дополнительного маневра летом на втором этапе, если уровень инфляции будет выше существующих прогнозов», – говорит экономист Екатерина Новикова. По ее мнению, такой подход дает возможность более гибкого планирования и получения денежных средств за счет повышения тарифов несколько раз в год. «Не исключено, что такая практика сохранится и будет использоваться на протяжении долгого периода времени», – рассуждает эксперт.
«Тарифы будут повышены в любом случае, делом техники остается только определить порядок, будет это делаться единовременно либо поэтапно, но эффект в любом случае будет одинаковым», – продолжает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. Повышать тарифы, по его словам, придется просто потому, что уровень износа фондов ЖКХ оценивается в отдельных регионах в 85–90%. «Если тарифы не поднимать, то придется повышать объем субсидирования поставщиков, а на это в большинстве муниципальных бюджетов просто нет средств», – подчеркивает он.
Вместе с тем повышение тарифов даже в соответствии с относительно невысокими ценами инфляции формирует крайне высокие риски роста задолженности и снижения платежной дисциплины населения, замечает Жарский. «Только к концу первого квартала текущего года совокупный долг россиян по оплате ЖКУ составил 1,4 трлн руб., что всего на 5,3% больше, чем по итогам аналогичного периода 2017 года, однако почти на 35% больше, чем в 2015 году. При этом средний размер долга за ЖКУ сейчас уже превысил 46 тыс. руб., что больше средней зарплаты по стране, которая в первом полугодии составила 41,4 тыс. руб. А при условии, что и реальные доходы населения растут медленнее темпов инфляции, рост задолженности населения перед поставщиками услуг практически неизбежный процесс, который будет усиливаться в связи с повышением ставки НДС», – считает аналитик. В итоге далеко не факт, что с ростом тарифов поставщики станут получать больше средств, а скорее наоборот, резюмирует экономист.
комментарии(0)