На фото министр энергетики США Рик Перри. Фото Andrew Harrer/Bloomberg via Getty Images
В ближайший четверг в Москве пройдут переговоры министров энергетики РФ и США – Александра Новака и Рика Перри. Администрация Трампа рассчитывает на Россию и Саудовскую Аравию в поддержании уровня добычи нефти накануне вступления в силу антииранских санкций, сообщает Reuters. Еще одной темой российско-американских переговоров станет проект газопровода «Северный поток – 2» (СП-2), против которого активно выступают США и их политические союзники.
Вопрос дорогой нефти стоит для американцев особенно остро, учитывая рост цен на бензин в США и предстоящие промежуточные выборы в Конгресс, которые пройдут в ноябре, сообщает Reuters. В начале мая Дональд Трамп объявил о выходе из иранской ядерной сделки и последующем восстановлении ограничительных мер против Тегерана. Вашингтон потребовал от импортеров с ноября прекратить закупки нефти у Ирана, напоминает агентство. Именно риск сокращения предложения нефти из-за блокады Ирана увеличил цены будущих поставок, которые находятся в интервале 72–80 долл. за барр.
По данным американских источников, Перри и Новак планируют обсуждать проект газопровода «Северный поток – 2», а также координацию действий на нефтяном рынке между странами ОПЕК и участниками соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи нефти. Перри станет самым высокопоставленным американским чиновником, который прибудет с визитом в РФ, с момента июльской встречи Трампа и Владимира Путина в Хельсинки, подчеркивает Reuters.
Российские эксперты предполагают, что целью переговоров выступит взаимное прощупывание позиций.
«Как и на предыдущих встречах, стороны будут пытаться прощупать почву. В частности – будут ли США вводить санкции против СП-2 и какие именно. В целом набор ограничений прописан в тексте закона, принятого в августе 2017 года. Но США могут попробовать расширить эти санкции или применить их более вольно, чем написано в тексте закона. Фактически санкции нельзя применять к СП-2, так как в законе написано, что все ограничения касаются только «новых газопроводных проектов из РФ в ЕС». Но не исключено, что Вашингтон захочет назвать новым проектом и СП-2, который таковым не является, так как инвестиционное решение по нему было принято уже давно», – предполагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Американцы, в свою очередь, захотят понять, будут ли страны ОПЕК+ и далее сокращать добычу и насколько.
Дополнительным вопросом для обсуждения может быть Каспий. «США давно поддерживали проект Транскаспийского газопровода. Вероятно, по инерции они будут интересоваться позицией России: будет ли Москва блокировать строительство газопровода по экологическим аргументам. Даже после подписания конвенции о разделе Каспия специальный протокол дает прикаспийским странам такое право», – отмечает эксперт.
«Для США важно вернуть позиции влиятельного участника, которые были во многом потеряны на фоне успеха сделки ОПЕК+», – считает доцент РАНХиГС Тамара Сафонова. По ее словам, могут обсуждаться и планы США начать борьбу с картельными сговорами на нефтяном рынке в связи с появлением такого инструмента, как соглашение стран – участниц ОПЕК+.
«Неофициальные просьбы США к ОПЕК, в том числе и к Саудовской Аравии, о наращивании производства на 1 млн барр. в сутки, по нашим оценкам, стоит воспринимать как еще один вид давления на Иран», – говорит главный аналитик компании «БКС Премьер» Антон Покатович. «Давление на Иран имеет для США мультипликативный положительный эффект: повышение ценовой конъюнктуры позволяет американским нефтедобытчикам беспрепятственно наращивать объемы производства; уход с рынка части иранского экспорта открывает возможности для частичного замещения данных объемов американским сырьем, что также работает в пользу планов США по достижению доминантных позиций на арене мирового энергетического экспорта», – считает Покатович. По его оценкам, негативное влияние США на строительство «Северного потока – 2» является ограниченным. «В этом проекте заинтересованы крупнейшие потребители энергоносителей Европы, и поэтому сорвать строительство будет очень непросто», – говорит эксперт.
«США хотят удостовериться, что мировые поставки нефти не пострадают при возобновлении санкций против Ирана. Учитывая быстрый рост американской экономики, уровень в 60 долл. за барр. был бы относительно комфортным для США. А вероятная программа-минимум в переговорах – это получить гарантии неповышения цен после начала действия антииранских санкций», – предполагает доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Сергей Ермолаев. По его словам, Москве не стоит ожидать смягчения позиции Вашингтона по СП-2.
«Противодействие США «Северному потоку – 2» носит сугубо политический характер, поскольку экспортные возможности Штатов позволяют удовлетворить спрос европейцев лишь на 1%», – говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. А призывы Трампа к странам-экспортерам о снижении цен на нефть вряд ли соответствуют интересам американских сланцевых компаний, которые заинтересованы в сохранении нынешнего уровня цен, считает эксперт.
комментарии(0)