На форуме обсудили важнейшие экологические и экономические проблемы. Фото «Российского партнерства за сохранение климата»
Более 200 спикеров из 23 стран мира собрались в Москве для обсуждения мирового опыта в построении низкоуглеродной экономики и применении зеленых технологий. Российское партнерство за сохранение климата также приняло участие в экспертных дискуссиях в рамках II климатического форума городов.
Главной площадкой для Климатического партнерства стала пленарная сессия «Партнерство правительства и бизнеса – основные направления и перспективы взаимодействия», объединившая представителей Министерства экономического развития и Министерства природных ресурсов и экологии, а также крупный бизнес и общественников.
Эксперты отметили, что, несмотря на подготовку России к ратификации Парижского соглашения, не все представители бизнеса идут на контакт с правительством страны, что усложняет разработку законопроекта. При этом позиция отдельных корпораций ставит под угрозу принятие закона в изначально намеченный срок – лето 2019 года.
Представители Климатического партнерства отметили, что приоритетным направлением взаимодействия бизнеса и государства должно стать безболезненное внедрение зеленых технологий и углеродного регулирования, поскольку это залог сохранения конкурентоспособности на мировом рынке Общемировая тенденция – это уход от ископаемого топлива для обеспечения энергонезависимости. Эта стратегия, помимо экономических аспектов, отлично вписывается в стратегию по минимизации воздействия на климат и достижение целей Парижского соглашения.
Показательны данные о вводе новых энергообъектов в мире: за прошлый год в США доля солнечной и ветряной генерации составила 95% от общего числа новых мощностей, а в Германии этот показатель и вовсе близок к 100%. При этом, по словам генерального директора Центра энергоэффективности – XXI век Игоря Башмакова, зависимость российской экономики от цены на углеводороды для страны фатальна. С 2008 года в промышленности существенных сдвигов не произошло. «Мы попробовали догнать развитые страны в сфере энергоэффективности: поставили довольно амбициозную задачу снизить энергоемкость ВВП на 40% к 2020 году, – подчеркнул эксперт. – Ничего не получилось: РФ сегодня на 166-м месте среди 192 стран по уровню энергоемкости. При нынешней модели экономики к 2050 году в два раза увеличатся выбросы парниковых газов. А в стране уже сегодня, по официальным данным, загрязнение атмосферного воздуха приводит к гибели 50 тыс. человек».
Представитель РУСАЛа Алексей Спирин отметил крайне небольшой объем внедрения технологий возобновляемых источников энергии в России и подчеркнул, что залогом успеха в экологической модернизации должно стать именно партнерство государства и бизнеса, поскольку ни одна из сторон не сможет реализовать переход на «инновационные рельсы» в одиночку.
Решением проблемы может стать симбиоз мер принуждения и льгот, а также иных механизмов стимулирования для бизнеса. Члены Климатического партнерства считают, что идеальным вариантом для компаний, которые активно работают в области снижения воздействия на климат, стало бы сохранение затрат на текущих уровнях. При этом те, кто не хочет двигаться по низкоэмиссионному пути, должны почувствовать ощутимую финансовую нагрузку.
Показателен в этом плане пример Швеции и других скандинавских стран, которые достигли значительных успехов в использовании возобновляемых источников энергии. Как рассказал глава департамента по вопросам климата Швеции Стефан Нюстрём, для снижения воздействия диоксида углерода на окружающую среду в стране введен налог: 120 евро за тонну используемого углерода.
Подобные шаги, судя по всему, пора принимать и в России. Но они ожидаемо встречают сопротивление у ряда представителей бизнес-сообщества. Однако импровизированное голосование участников пленарного заседания о необходимости введения платы за углерод в России показало: позиции Климатического партнерства находят поддержку и у ведущих производителей, и у общественности. Как эксперты, так и участники сессии в зрительном зале сошлись во мнении, что углеродное регулирование должно ложиться дополнительными затратами в первую очередь на условных загрязнителей, а не тех, кто инвестирует в низкоэмиссионное производство.
комментарии(0)