0
5969
Газета Экономика Интернет-версия

17.09.2018 21:12:00

Пенсионерам предстоит оплатить аппетиты нефтяных лоббистов

Россиян вынудят компенсировать нефтяникам разницу между внутренней и внешней ценой топлива

Тэги: минфин, нефтяной налоговый маневр, нефть, цены, нефтяники, субсидии

Все статьи по теме "Пенсионная реформа"

198-4-2_a.jpg
Замглавы Минфина Илья Трунин увидел
странности в нефтяном маневре.
 Фото с сайта www.duma.gov.ru

Подходы властей РФ к экономическому управлению иногда не поддаются логике. Например, в Минфине проговорились о странностях проводимого в стране нефтяного налогового маневра. Чтобы нефтяники не поднимали внутренние цены на топливо вслед за мировыми, правительство доплачивает им бюджетные деньги. В 2019 году доплата может составить 630 млрд руб. Это около трети бюджетного трансферта в пенсионную систему, от которого власти хотят отказаться.

С 2019 года стартует завершающий этап налогового нефтяного маневра. К 2024-му экспортная пошлина обнулится при одновременном увеличении налога на добычу полезных ископаемых.

В результате российским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) придется покупать нефть по мировым ценам, из-за чего может упасть рентабельность предприятий, и чтобы этого не произошло, вводится демпфирующий механизм, напоминает ТАСС.

Демпфирующий механизм предполагает, что, например, в 2019 году будет установлена для оптовых цен ставка отсечения в 56 тыс. руб. за тонну бензина и 50 тыс. руб. за тонну дизельного топлива. Если оптовая цена превысит уровень отсечения, то государство будет компенсировать НПЗ разницу между netback (экспортная цена, пересчитанная в рублях) и целевой стоимостью. Вице-премьер Дмитрий Козак на прошлой неделе провел совещание с крупными нефтекомпаниями по поводу снижения ставок отсечения, сообщает «Прайм». По данным информагентств, снижение может составить почти 6 тыс. руб. для бензина и 5 тыс. руб. для дизтоплива.

В понедельник замминистра финансов Илья Трунин рассказал, во сколько это обойдется бюджету. По его словам, снижение цены отсечения увеличит субсидии нефтяным компаниям на 230 млрд руб. с нынешних 400 млрд руб. При этом в Минфине проговорились о странностях налогового маневра в нефтяной отрасли. «Если вы обратите внимание на цифру 630 млрд руб., – это как раз ровно столько, сколько бюджет получит от увеличения налога на добавленную стоимость (НДС) на два процентных пункта. С нашей точки зрения, это было бы очень странно – вернуть нескольким нефтяным компаниям то, что со всего населения будет взято в виде повышения НДС», – сказал Трунин. По его словам, окончательное решение о снижении ставок отсечения в демпфирующем механизме пока не принято.

Но настоящее удивление вызывает не это – не обсуждаемая прибавка нескольких сотен миллиардов рублей к уже запланированной субсидии. Не столь важно, о каких суммах идет речь. Важнее другое. Абсурдной выглядит сама, скажем так, концепция нефтяного маневра.

Ведь получается, что нефтяники хотят получить из бюджета сотни миллиардов рублей на некую компенсацию недополученных доходов. И правительство, чтобы не допустить роста внутренних цен на топливо вслед за мировыми, доплачивает нефтяникам те деньги, которые были собраны с населения и бизнеса. 

Такая «забота» о конечных потребителях топлива внутри страны могла бы выглядеть убедительной – если бы не происходило дальнейшего увеличения налоговой нагрузки и ужесточения экономических условий.

Рост ставки НДС не единственный пример. Можно также вспомнить о планах правительства фактически снять с государства пенсионные обязательства, обнулив бюджетный трансферт в пенсионную систему в надежде на ее «самообеспечение». Как говорил в телеобращении президент Владимир Путин, в этом году «непосредственно на обеспечение выплаты страховых пенсий» из бюджета направляется 1,8 трлн руб. Затем вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что примерно к 2030–2031 годам власти рассчитывают «на почти полное обнуление трансфертов в Пенсионный фонд из бюджета» (см. «НГ» от 29.08.18). Итак, 630 млрд руб. – это около трети от того бюджетного трансферта, который сейчас необходим для выплаты страховых пенсий.

Как ранее пояснял агентству Reuters глава налогового департамента Минфина Алексей Сазанов, «демпфирующая компонента начинает работать в минус для бюджета только при цене нефти более 60 долл. за баррель, и финансируется она за счет дополнительных нефтегазовых доходов». Уточним, тех доходов, которые в рамках бюджетного правила власти решили направлять в резервы, изъяв из экономики. Зато при цене нефти 40 долл. за баррель «доходы бюджета, которые могут быть направлены на финансирование расходных обязательств, составят 1 трлн руб. за шесть лет». Радостная новость на фоне текущих почти 80 долл. за баррель Brent.

«Демпфирующая компонента изменяет трансферт в Фонд национального благосостояния, но на расходные обязательства бюджета никак не влияет», – уверял Сазанов. Зато, судя по всему, косвенное влияние она оказывает на доходную часть бюджета – на ту часть, которую власти всеми силами пытаются сейчас увеличить за счет усиления налоговой нагрузки уже поголовно для всех.

И эта «компенсация» в сумме от 400 до 630 млрд руб. пойдет на подпитку самых успешных и рентабельных отраслей экономики. В Минфине охотно описывают успехи нефтяников. «Свободный денежный поток в нефтяной отрасли в этом году – 2 трлн руб. Это те деньги, которые компании могут направить на дивиденды, выкуп акций или на погашение привлеченных займов. Это огромные цифры, – сказал в интервью Reuters Сазанов. – При этом у нефтяных компаний нет длинного инвестиционного цикла в отличие от большинства капиталоемких производств. Конечно, они делают большие инвестиции, но и окупаются они очень быстро, намного быстрее по сравнению с другими производствами. Поэтому, на мой взгляд, они сейчас находятся в очень хорошем положении».

Правда, как отмечают в Минфине, эти компании не стремятся инвестировать большие суммы в нефтепереработку.

Замглавы Минэнерго Павел Сорокин, в свою очередь, ранее пояснял, что главная задача министерства – обеспечить условия для завершения модернизации НПЗ. По его словам, сейчас на рынке профицит бензина, но при росте ВВП на 3% в год и при нынешних уровнях производства уже через семь лет топлива может быть недостаточно. «Это означает, что нужно приложить усилия и завершить модернизацию на всех заводах. Налоговый маневр позволяет сохранить эти условия», – уверил Сорокин. Правда, для начала стоило бы все-таки выйти на стабильный трехпроцентный рост ВВП.

«Да, предложенная схема выглядит несколько странно», – согласился в беседе с «НГ» аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. «Поскольку регулирование цен – мера нерыночная, то возникают такие странные ситуации, как субсидирование из бюджета НПЗ. Любое регулирование цен приводит или к дефициту, что мы сразу же увидим при жесткой установке фиксированных цен, или же к тому, что за это платит государство», – пояснил ведущий аналитик компании Amarkets Артем Деев.

Как считает руководитель юридической компании URVISTA Алексей Петропольский, «если мы хотим как-то регулировать субсидиями себестоимость бензина, то это возможно лишь с понижением налогов».  «Однако это приведет к колоссальным убыткам для бюджета, и уже к концу года мы сможем увидеть бензин по 50–60 руб. за литр», – уточнил он.

В результате же договоренностей с нефтяными лоббистами «формально мы увидим устойчивые цены на бензин и дизельное топливо, только «устойчивость» эта будет оплачена самими же россиянами, для которых по большому счету не столь важно, были у них изъяты эти деньги непосредственно на бензоколонке или в виде налогов», говорит Алексей Коренев. «Формально указы президента сдержать рост цен на топливо будут, конечно, выполнены. Но на реальных располагаемых денежных доходах населения подобная «забота» никак не скажется», – предупреждает эксперт.

«Налоговый маневр изначально выглядел как способ более справедливой налоговой нагрузки по всей цепочке добычи, переработки, потребления и/или экспорта. Но после введения отрицательных акцизов, стимулирующих переработчиков, его логика, а заодно и выгодность для бюджета уже не так однозначны», – говорит старший аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб. По его словам, есть еще один момент, о котором, видимо, не заботились авторы «отрицательного акциза». «Его введение делает менее конкурентными нефтепереработку в Белоруссии и Казахстане по сравнению с Россией. На первый взгляд подобный протекционизм принесет одни плюсы российской нефтепереработке, однако такие подходы явно противоречат духу Евразийского экономического союза, – поясняет Иосуб. – Белоруссия уже просит разработать механизм компенсаций убытков для своих нефтепереработчиков. Либо придется идти на еще большее осложнение отношений с Белоруссией, либо на российский бюджет лягут новые, еще не учтенные расходы». 

   


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Фильм о команде LADA Sport ROSNEFT получил телепремию «ТЭФИ-Капитал»

Фильм о команде LADA Sport ROSNEFT получил телепремию «ТЭФИ-Капитал»

Елена Крапчатова

Картина, созданная компанией "Роснефть", позволяет больше узнать об отечественном рейсинге

0
1397
Социальная ответственность "Роснефти" вывела ее предприятия в лидеры

Социальная ответственность "Роснефти" вывела ее предприятия в лидеры

Татьяна Астафьева

Внимание компании к сотрудникам отмечено организаторами специального отраслевого конкурса

0
1798
Туристы поедут из Барнаула в Бийск по маршруту "Роснефти"

Туристы поедут из Барнаула в Бийск по маршруту "Роснефти"

Татьяна Астафьева

Компания предлагает путешественникам лучше узнать Алтайский край и всю страну

0
2261
Розничная торговля нащупала пульсацию цен

Розничная торговля нащупала пульсацию цен

Анастасия Башкатова

Магазины оказались под двойным давлением издержек

0
2080

Другие новости