По мере ремонта дорог оплата проезда может стать постоянной статьей расходов российских автомобилистов. Фото РИА Новости
Росавтодор хочет организовать не только отдельные платные участки дорог, но и заставить автолюбителей платить за проезд по выделенным полосам на обычных трассах. Эксперты считают идею опасной и несправедливой.
Росавтодор заказал исследование, с помощью которого хочет найти в стране дороги, где можно было бы организовать выделенные платные полосы. Об этом рассказал замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов.
«Это в основном вылетные магистрали из Москвы или крупных городов, где есть трафик, транзит и востребованность», – отметил Прончатов. Он добавил, что Росавтодор заказал исследование, направленное на поиск мест, на которых потенциально могут быть введены выделенные платные полосы (fast lane).
«Подведение итогов исследования ожидается в следующем году», – сказал Прончатов. По его словам, в Москве такими магистралями могли бы стать Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) и Третье транспортное кольцо (ТТК).
Идея внедрения в РФ так называемых fast lane пришла российским чиновникам после посещения Израиля, где первая платная полоса появилась в 2011 году от аэропорта Бен-Гурион до Тель-Авива. Стоимость зависит от загруженности дороги и варьируется от 7 до 85 шекелей (70–850 руб.) в зависимости от загруженности трассы. Еще одна страна, где используется этот способ ускорить передвижение для желающих, – это США.
Россия еще не окончательно переварила такую новацию, как платные дороги, хотя они появились в нашей стране около 20 лет назад. Первая платная автодорога современного типа появилась в 1999-м – это был 20-километровый участок трассы М4 «Дон» в Липецкой области. В июле 2009 была создана госкомпания «Российские автомобильные дороги» для развития сети скоростных платных магистральных автомобильных дорог. По закону плату можно брать только на тех участках, где есть бесплатный дублер.
Сегодня общая протяженность платных дорог РФ составляет почти 1000 км, платные участки есть на федеральных трассах М1, М3, М4 и М11, в Псковской области в приграничных зонах с соседними странами, платная и внутригородская дорога «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге.
Цены за проезд – разные. На М1 за проезд с 10 по 19-й км возьмут 150 руб., то есть почти 15 руб. за километр, на той же «пионерской» М4 для того, чтобы проехать с 93 по 211-й км, то есть за 118 км, надо также заплатить 150 руб., но в среднем это будет уже 1,3 руб. за км.
Плата часто подвергается изменениям. Установленные первоначально цены за проезд по платному участку от МКАД до аэропорта Шереметьево и дальше до Зеленограда и Солнечногорска оказались отсекающими – автомобилисты просто игнорировали трассу и продолжали толкаться на бесплатном старом Ленинградском шоссе. Когда цены снизили (теперь до аэропорта можно добраться за 280 руб.), трафик появился и на платном шоссе.
Когда на трассе М4 в 2014 году был введен платный участок с 1091 по 1119-й км, местные жители стали возражать, ведь для них этот отрезок дороги является практически безальтернативным, а в соответствии с законом «Об автомобильных дорогах» такая альтернатива быть должна. В качестве компромисса стоимость проезда для местных жителей на этом отрезке автомагистрали оставили, но сделали ее символической – 50 коп. за километр.
Организация платных дорог как бизнес тоже пока не однозначная вещь. Агентство АК&М сообщило вчера, что в первом полугодии 2018 года «Автодор» продемонстрировал по международным стандартам финансовой отчетности чистый убыток в 341 млн руб., хотя годом ранее была прибыль в 79 млн руб. По российским стандартам бухучета чистая прибыль «Автодора» за первое полугодие сократилась почти в 12 раз.
«Западным скоростным диаметром» в будний день пользуются около 250 тыс. автомобилистов, управляющая этой дорогой одноименная компания в 2017 году выручила от реализации услуг 121 млн руб. (в 2016 году 108 млн руб.), однако по результатам 2018 года управляющие ожидают получить убыток, сопоставимый с 2017 годом (тогда было 2 млрд руб.). Причем по условиям соглашения, подписанного властями Петербурга с АО «ЗСД» и ООО «Магистраль Cеверной столицы», предполагается выплата недополученной прибыли в случае, если доход от эксплуатации трассы составит менее 9,6 млрд руб. в год. Это условие прописано как механизм компенсации затрат на строительство и эксплуатацию, в котором размер компенсации зависит от выручки. За 2017 год власти компенсировали 5,2 млрд руб. и надеются сократить компенсацию в 2018 году до 3,1 млрд руб.
«На сегодняшний день основным риском ухудшения ситуации в отрасли является снижение общей покупательной способности и, как следствие, снижение спроса на услуги проезда по ЗСД», – цитирует представителей управляющей компании ресурс dp.ru.
«Идея выделенных платных полос – это привет из советского прошлого: когда не хватало деликатесов на всех, «особые» люди могли красную икру или получить в специальных распределителях, или купить на талоны в магазинах сети «Березка». В данном случае в пользу узкой группы лиц предлагается незаконное отчуждение общественного пространства, – сказал «НГ» автоэксперт Сергей Асланян. – Это очень опасная затея с точки зрения безопасности движения: по выделенной полосе избранные будут двигаться, вероятно, с большей скоростью, чем остальной поток, но в какой-то момент им надо будет перестраиваться, притормаживать, создавая помеху для тех, кто летит сзади».
Эксперт напоминает, что в свое время бывший руководитель РЖД Владимир Якунин тоже предлагал сделать платные переезды через железнодорожные пути.
«Речь не идет о реконструкции, хотят просто сделать платными полосы на МКАД, строительство которой, напомню, в бытность мэром Юрия Лужкова обошлась в 100 млн долл. за погонный километр, тогда как сопоставимая трасса в Европе обошлась бы в 1 млн долл. Так что 99 млн с каждого километра этой трассы уже украли», – говорит Асланян.
На запрос «НГ» в пресс-службе Федерального дорожного агентства сообщили, что «перспективное развитие сети федеральных автодорог предполагает в первую очередь строительство обходов городов и расшивку "узких мест", в том числе в рамках реализации проектов государственно-частного партнёрства. Потенциально одним из таких мероприятий может стать и строительство выделенных полос. Однако обсуждать детали преждевременно, поскольку на данный момент проектов, включающих подобное строительство, пока нет».
комментарии(0)