Глава ВТБ Андрей Костин предлагает расширить использование рубля в международных расчетах. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
В правительство внесен план по дедолларизации российской экономики, объявил глава Минфина Антон Силуанов. Финальный текст этого «плана спасения» пока не опубликован. Но чиновники обещают, что он не затронет владельцев наличных долларов и валютных вкладов. Однако сокращение долларовых поступлений в страну – если оно вдруг состоится – приведет к неизбежному подорожанию американской валюты. То есть к снижению курса рубля. К тому же сам процесс замены доллара в расчетах на другие валюты будет очень затратным для компаний. Поэтому чиновники уже сегодня обещают налоговые льготы тем экспортерам, которые откажутся от доллара. Таким образом, население заплатит за дедолларизацию дважды – через бюджет и через ослабление рубля. Некоторые эксперты предсказывают появление нескольких валютных курсов и черного рынка доллара.
Рубль в четверг в ходе торгов дешевел по отношению к доллару и евро. За доллар давали 66,88 руб., за евро – выше 77 руб. По оценкам аналитиков, российская валюта таким образом реагировала на новости о разработке мер по дедолларизации экономики.
Соответствующий план уже подготовлен и внесен в правительство, сообщил в четверг Антон Силуанов. По словам чиновника, правительство РФ в рамках плана по дедолларизации экономики собирается отменить к 2024 году обязательный возврат в страну экспортной выручки для расчетов в рублях. «В случае использования в расчетах рубля мы договорились (ввести. – «НГ») для экспортеров ускоренный возврат по НДС. В наших планах также постепенная отмена обязательства по возврату экспортной выручки в случае, если расчеты осуществляются в рублях. У нас такие планы к 2024 году подготовлены», – отметил министр. «Будем делать преференциальный режим, стимулировать наших участников внешнеэкономической деятельности к использованию нашей национальной валюты. Преференции с точки зрения администрирования, общения с государством», – добавил чиновник.
По мысли главы Минэкономразвития Максима Орешкина, чтобы дедолларизация расчетов между Россией и ее внешними партнерами активно развивалась, этот процесс должен быть выгодным. «То, о чем сейчас думает правительство, – это создание дополнительного комплекса стимулирующих мер, чтобы пользоваться другими валютами было гораздо удобнее. То есть снижение издержек, которые предприятия и население будут нести на конвертации национальных валют», – подчеркнул Орешкин. При этом очевидно, что заинтересовать контрагентов отказаться от доллара можно в первую очередь налоговыми преференциями. Однако если у одних налоговый режим ослабляется, то у других он, очевидно, должен будет ужесточиться.
Тогда же в пресс-службе правительства РФ также подтвердили проработку вопроса снижения зависимости экономики от доллара, в том числе путем стимулирования расчетов в нацвалютах, вновь указав при этом, что полностью отказываться от американской валюты не планируется.
Эту же мысль повторил и глава Минфина. «Мы (обсуждая меры дедолларизации. – «НГ») не говорим о ситуации с долларами, которые хранятся на счетах в банках. Граждане, у которых такие валютные счета, должны абсолютно спокойно реагировать на все наши предложения по расчетам по внешнеторговым контрактам», – сказал министр. «Никто не собирается исключать доллар, хождение доллара, никто не собирается принудительно менять долларовые сбережения на рублевые или на какие-то еще. Эта политика как была, так и будет сохраняться», – обещал правительственный чиновник.
Впрочем, статистика ЦБ пока говорит об обратном. Несмотря на все уверения властей, граждане РФ пока не слишком склонны доверять словам чиновников.
Так, в августе с расчетных счетов и депозитов ряда госбанков утекло суммарно 8,3 млрд долл. Причем 2 млрд долл. из этой суммы забрало население, а 6,3 млрд – корпоративные клиенты, сообщили в Райффайзенбанке со ссылкой на данные ЦБ.
Напомним, разговоры о необходимости дедолларизации экономики РФ начались еще летом, когда глава ВТБ Андрей Костин представил президенту РФ Владимиру Путину свои предложения. В них, в частности, говорилось о необходимости расширить использование рубля в международных расчетах. Банкир подчеркивал, что его «план абсолютно долгосрочный и нацелен скорее на изменение тенденции мировой, чем на какое-то сиюминутное одноразовое решение».
Глава Минфина Антон Силуанов обещает экспортерам
преференции при расчете в рублях. Фото Reuters |
Позднее он рассказывал, что дедолларизация экономики будет включать в себя ускоренный переход в расчетах по экспортно-импортным операциям на другие валюты, перерегистрацию крупнейших холдингов в российскую юрисдикцию, переход к размещению еврооблигаций через российский депозитарий, лицензирование всех участников фондового рынка по единым правилам работы. При этом реализация плана потребует не один год. «Я думаю, что это займет не менее пяти лет, наверное. Нужно сдвигаться, делать маленькие шаги хотя бы по новым контрактам, на будущее», – говорил он. Позднее план Костина поддержали в Минфине, Минэкономразвития и Центробанке. Во вторник за обсуждение документа высказался и Владимир Путин, сообщал глава ВТБ.
К слову, вопрос о дедолларизации российской экономики все шире обсуждается в связи с расширением западных санкций, усиление которых потенциально может привести к запрету на расчеты в долларах.
По мнению же экспертов «НГ», подобные предложения властей делают рубль более уязвимым. «Отход от доллара во внешних расчетах является логичным выбором в свете появления рисков блокировки долларовых счетов из-за санкций США. Однако ужесточение риторики между двумя странами уже негативно отражается на позициях российской валюты», – считает ведущий аналитик FxPro Александр Купцикевич.
Рубль с большой долей вероятности в итоге окажется под ударом, соглашается ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. «Дедолларизация экономики априори потребует увеличения рублевой ликвидности в стране. И на фоне геополитических рисков, а также в свете все чаще звучащих разговоров о перегретом рынке нефти создавать еще один инфляционный драйвер не совсем дальновидное решение», – рассуждает он.
Полного перехода при взаиморасчетах на рубль от экспортеров ждать и не стоит, им это просто невыгодно, говорит аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. «А уж насколько это невыгодно их контрагентам, которым придется покупать рубль для совершения платежей по контрактам поставки, и говорить не стоит», – продолжает он, подчеркивая, что пока предлагаемые меры по дедолларизации экономики выглядят крайне размытыми. «Однако в случае если ограничения все-таки будут введены, скорее всего мы вернемся во времена, когда в стране будет два курса, как это было во времена СССР, – официальный и рыночный, то есть, оперируя советской терминологией, «спекулятивный», – сетует эксперт.
Тем не менее необходимость снижения зависимости от доллара во внешнеторговом обороте России однозначно есть. «Это снижает зависимость страны от внешнеэкономических шоков и уязвимость перед возможными масштабными санкциями со стороны Запада, касающимися долларовых расчетов», – рассуждает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. Другое дело, что отказаться от расчетов в американской валюте полностью невозможно, продолжает он. «Реально лишь ощутимо снизить долю таких расчетов, переведя часть из них в валюты тех стран, с которыми непосредственно заключены те или иные двусторонние договоры. Попытки же искусственно переводить расчеты с внешними контрагентами на иные виды платежных инструментов неизбежно приведут к увеличению транзакционных расходов», – полагает он.
Ведь именно доллар как платежное средство гарантирует, что стороны не понесут убытков из-за курсовых колебаний. «Даже Китай, который вроде бы находится в состоянии тяжелейших торговых войн с США и должен искать себе новые рынки сбыта своей продукции, совершенно не спешит уходить от долларовых расчетов», – приводит пример экономист. Тогда как расчеты в рублях, лирах, юанях, тенге и иных валютах стран, не относящихся к высокоразвитым, несут в себе риски потерь от курсовых колебаний. «Эти потери контрагенты будут закладывать в виде премий к цене контракта. Какой может быть такая премия, будет решаться сторонами в каждом конкретном случае, но так или иначе за этим последует увеличение расходов при осуществлении расчетов по контрактам», – подчеркивает Коренев. И нельзя исключать, что такие «потери» в итоге перекочуют на плечи россиян.
К слову, вложения ЦБ в китайский юань только за апрель–сентябрь принесли потери на 2,2 млрд долл. А дальнейшее обесценивание китайской валюты может стоить российскому регулятору еще 1,8 млрд долл., сообщали в JPMorgan и Deutsche Bank (см. «НГ» от 02.10.18).
комментарии(0)