Герман Греф убежден, проект Сбербанка поможет привлекать лучших молодых специалистов для работы в школах. Фото со страницы «Учитель для России» в «ВКонтакте»
Существует много программ поддержки одаренных детей, использования высоких технологий в образовании, но при этом за скобки выводятся дети в плохо оборудованных и труднодоступных школах. А таких школ в России, увы, немало. Программа Сбербанка «Учитель для России» призвана выровнять качество среднего образования по всей стране и обеспечить доступ к современным знаниям для учеников самых простых школ.
Эту программу поддерживает Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Главная задача – «привести в школы» учителей, которые станут для детей из сельских школ и маленьких городов проводниками в интересный мир, раскроют их потенциал, создадут новые возможности для их самореализации.
Участники программы «Учитель для России» – выпускники престижных отечественных и зарубежных вузов – пройдя конкурс 20 человек на место, на два года отправляются преподавать в российскую глубинку. Зачастую именно там школы сталкиваются с серьезным дефицитом хорошо подготовленных специалистов. И тут на помощь приходит программа «Учитель для России». Ведь ее цель как раз и состоит в привлечении в школы высокомотивированных молодых специалистов и, в долгосрочной перспективе, переводе российской системы образования на принципиально новый уровень. Любопытно, что, несмотря на непростые условия работы, конкурс составляет 20 человек на место.
18 учителей уже победили в престижных профессиональных конкурсах, а более 200 учеников – в конкурсах и олимпиадах всех уровней. Но главный итог – 100% выпускников программы прошлого года и этого остались в системе образования. Из них около 30% выпускников продолжат работу в тех же школах, несколько – запустят собственные образовательные проекты, остальные – идут работать в школы Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.
Программа «Учитель для России» стартовала в 2015 году, и в этом учебном году уже 178 учителей в шести регионах страны учат более 20 тыс. детей, 111 выпускников продолжают работать в системе образования. Чрезвычайно важно, что педагогов не привлекают в провинцию высокими зарплатами, а лишь дают им возможность следовать зову своего сердца или детской мечте.
В этом учебном году программа вышла в Новгородскую область, где успешно работают 20 молодых специалистов. Это выпускники лучших непедагогических вузов России и зарубежья, многие из них осознанно выбрали работу школьным учителем, отказавшись от реальных перспектив построить карьеру в бизнес-структурах.
Программа «Учитель для России» запускает поиск в пятую, юбилейную когорту учителей. Анкета участника открыта и доступна на сайте программы. Кандидатам первой волны, которые пройдут отбор в программу до 25 ноября, организаторы обеспечивают специальную систему лояльности: максимально глубокое погружение в профессию и подготовку к прохождению отбора в программу, включающую в себя воркшопы, лекции и поездки по регионам присутствия. В качестве участников организаторы программы ждут лучших выпускников вузов и молодых специалистов разного профиля, неравнодушных к миссии программы: дать детям из разных уголков России лучшее образование.
Участие в программе предполагает совмещение работы в региональной школе и интенсивного обучения педагогике на протяжении двух лет и в большинстве случаев подразумевает переезд участника в новый регион (на данный момент программа сотрудничает с городскими и сельскими школами Калужской, Тамбовской, Воронежской и Новгородской областей и планирует дальнейшее расширение). Каждый участник на протяжении двух лет работы получает стипендию в размере 35 тыс. руб., методическую и личностную поддержку, доступ к прогрессивным образовательным инициативам, ключевым российским экспертам в сфере школьного образования, грантовым и карьерным возможностям.
«В этом году 1 сентября я впервые стоял на линейке «по ту сторону баррикад» в школе деревни Взвад в Новгородской области, – говорит учитель биологии, химии и технологии этой школы Николай Панюшев. – А сейчас уже 5 октября, и что-то не верится, что прошел месяц. Мое первое впечатление от школы оказалось самым верным – тут действительно слаженный коллектив, дети хорошие и воспитанные. Хотя, может, это только так кажется, что воспитаны, а их просто мало – всего 34, включая дошкольную группу. Я до сих пор ищу какой-то подвох, но пока безуспешно. Вообще тут очень необычно после жизни в Санкт-Петербурге. У большинства детей любимое занятие – рыбалка, а кто постарше – уже и на охоту ходит. Компьютер тут как-то не в чести. Детям нравится у меня на уроках, и они помнят, что было на предыдущем».
«Думал, будет много хуже, – отмечает учитель английского языка новгородской школы
№ 18 Сеал Сараджи. – Дворовая школа на окраине небольшого города по соседству с тремя заводами. Оказалось – комфортно, и непаханое поле для деятельности, как учебной, так и вне ее. Первая неделя тянулась как три, зато все последние слились в одну».
«Мы очень рады, что при поддержке Сбербанка и нашего благотворительного фонда «Вклад в будущее» начал работать и продолжает развиваться проект «Учитель для России», – отмечал в свое время глава Сбербанка Герман Греф. – Мы надеемся, что этот проект станет национальной программой, которая поможет привлекать лучших молодых специалистов для работы в школах и будет способствовать развитию системы образования и расширять возможности как для детей, так и для учителей».
«Учитель для России» – не единственная образовательная программа Сбербанка. Есть еще и программа «Школа 21» (конкурс – 200 человек на место). Но это, конечно же, более высокий образовательный уровень. «Школа 21» начнет работу в ноябре (см. «НГ» от 27.08.18). Она будет готовить специалистов мирового уровня в области информационных технологий (ИТ) по уникальной методике. Название отражает количество уровней подготовки и объем знаний, необходимый профессионалу в XXI веке. Планируется, что «Школа 21» будет ежегодно принимать и выпускать до 1000 новых специалистов в сфере программирования. Для первого потока планируется открыть до 500 мест.
Сейчас в школе проходит второй отборочный «бассейн» и активно ведется отбор будущих студентов по итогам испытаний в первом «бассейне». По итогам первого «бассейна» руководство «Школы 21» рассматривает к обучению лишь 180 кандидатов из 500. Школой и методологией обучения уже заинтересовались работодатели, которые регулярно посещают «Школу 21» и знакомятся с будущими студентами. Кстати, большое количество регионов России хотят создать у себя филиалы школы и приезжают в Москву для получения опыта. Поэтому «Школа 21» рассматривает возможность масштабирования на другие регионы.
«Школа 21» отобрала первых студентов, прошедших четырехнедельный испытательный период, к обучению они приступят в ноябре, – говорит руководитель «Школы 21» Валерия Заболотная. – Первые из тех, кто прошел отбор, задали очень высокую планку для всех остальных кандидатов, однако тот уровень, который мы видим в ходе второго «бассейна», говорит, что борьба за лидерство среди будущих студентов станет очень серьезной. Однако главное, что, независимо от результатов, молодые ребята получили бесценный опыт, и их отклики, в том числе в соцсетях, говорят сами за себя».
«Сегодня ведущие экономические державы все активнее присматриваются к юным дарованиям, – сказал «НГ» директор Инвестиционной академии «Альпари» Сергей Семенов. – Для подающих надежды выпускников школ свои двери открывают престижные университеты, доступны современные программы обучения и есть возможность начать научную работу в ведущих российских и международных технологических кластерах. Ключевая, но пока не совсем очевидная российскому обществу задача – активнее инвестировать в развитие человеческого капитала будущего поколения, повышать конкурентоспособность молодых российских специалистов, снять с них оковы генетики ЕГЭ и превратить их в профессионалов с высокой добавленной стоимостью на российском и мировых рынках труда. Конкурентные войны за высококвалифицированные кадры будут только усиливаться. Образовательная инициатива Сбербанка ценна для России не только усилением существующей системы образования, но и, в частности, погружением молодежи в финтехиндустрию, гармонизацией учебной теории и приведением ее в соответствие потребностям и вызовам современных мировых трендов».
комментарии(0)