Положение стран в координатах «уровень образования – душевой ВВП». Источник: Всемирный банк
Всемирный банк (ВБ) придумал индекс, по которому РФ выглядит лучше, чем в признанном рейтинге Doing Business. Последний показатель взят Кремлем в качестве ориентира для формального улучшения измеряемых показателей бизнес-среды в РФ. А новый инструмент ВБ, названный индексом человеческого капитала, будет показывать прогресс в увеличении сроков обучения, сокращении смертности и ликвидации отставания в развитии граждан. РФ в рейтинге выглядит на удивление хорошо – из-за относительно низкой младенческой смертности, длительному периоду обучения наша страна оказалась на 34-м месте из почти 160 стран мира – между Латвией и Исландией.
«Мы запускаем новый инструмент, чтобы помочь странам осуществить инвестиции в людей: Индекс человеческого капитала», – сообщил глава ВБ Джим Ен Ким. Человеческий капитал – здоровье, знания и навыки, накапливаемые людьми в течение жизни, – был одним из ключевых факторов, способствовавших в XX веке устойчивому экономическому росту и быстрому сокращению бедности. Кроме того, человеческий капитал – это зачастую единственный род капитала, которым располагает беднейшее население, подчеркивает глава банка Джим Ен Ким.
Новый индекс, по мысли экономистов, увязывает улучшение результатов в области здравоохранения и образования с производительностью и экономическим ростом. «Надеюсь, что он побудит страны принять меры, направленные на наращивание объемов и эффективности инвестиций в их население. В свете конкуренции в экономике будущего наращивание человеческого капитала приобретает первостепенную важность для любой страны с любым уровнем дохода», – делают вывод в ВБ. В банке надеются, что со временем государства будут стремиться улучшить свои показатели в новом индексе так же, как и в популярном рейтинге ВБ по ведению бизнеса Doing Business.
Индекс состоит из пяти компонентов: вероятность выживания до пяти лет; ожидаемая продолжительность обучения детей в школе; оценки по единому экзамену в качестве показателя качества обучения; выживаемость взрослого населения (доля населения в возрасте 15 лет, доживших до 60 лет); процент детей, не имеющих задержек в развитии.
Расчет сделан для 157 стран. В итоге, заявляют в ВБ, в мировом масштабе производительность труда 56% рожденных сегодня детей по достижении совершеннолетия будет в лучшем случае вдвое меньше той, какую они потенциально могли бы иметь. «А производительность труда 92% населения по достижении взрослого возраста составит только 75% от потенциального уровня», – отмечают в банке.
Что же касается России то все не так плохо, уверяют в ВБ. К примеру, 99 из 100 детей, родившихся в РФ, доживают до 5 лет. Что же касается взрослого населения, то до 60-летия доживают 78% от всех 15-летних граждан. «Этот показатель служит косвенным индикатором, характеризующим диапазон летальных и нелетальных исходов, с которыми может столкнуться ребенок, родившийся сегодня, во взрослом возрасте при существующих условиях», – подчеркивают в организации. В то же время ВБ не может оценить такой компонент индекса, как процент детей без задержек в развитии. Эти данные в РФ недоступны, сетуют экономисты.
К 18 годам дети в РФ, как ожидается, смогут получить дошкольное, начальное и среднее образование с продолжительностью обучения в 13,8 лет. Эксперты при этом берут временной период с 4 лет и по достижении 18-летия. Однако с поправкой на объем знаний, фактически получаемых учащимися, ожидаемая продолжительность обучения в школе составляет 11,9 лет, подчеркивают в банке. В итоге исследователи делают парадоксальный вывод: в стране наблюдается дефицит образования в 1,9 лет. Эксперты ВБ не учитывают региональных особенностей: в РФ дошкольное образование зачастую не означает подготовки ребенка к школе, а рассматривается скорее как способ разгрузить работающего родителя.
Неплохие результаты у РФ и по уровню знаний учащихся. Средний балл по единому (гармонизированному) экзамену в стране составляет 538 баллов по шкале, где 625 баллов соответствуют наивысшим образовательным достижениям, а 300 баллов – минимальным достижениям. Однако производительность труда ребенка, родившегося сегодня в РФ, по достижении им совершеннолетия составит всего 73% от потенциального уровня, который возможен при условии получения полного образования и полноценного здоровья, продолжают в организации. Тем не менее, резюмируют в ВБ, применительно к РФ индекс человеческого капитала выше, чем можно было бы ожидать для страны с соответствующим уровнем доходов. Так, при максимальном значении индекса в 1, его значение по РФ составляет 0,73. Таким образом, в общем списке Россия заняла 34-е место.
К слову, первое место в этом рейтинге занимает Сингапур с показателем 0,88. За ним следуют Южная Корея, Япония и Гонконг. Ближайшие же «соседи» России по рейтингу – Латвия с показателем в 0,72 балла и Исландия с показателем в 0,74. Последнее, 157-е место занимает Чад с показателем в 0,29 баллов.
По мнению же экспертов «НГ» показатели России в новом индексе Всемирного банка не нужно переоценивать. «Этот индекс в реальности мало о чем говорит», – рассуждает завлабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Мария Казакова.
С одной стороны, Россия действительно выглядит неплохо, соглашается аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. «Качество отечественного образования находится на достаточно высоком уровне. Медицина относительно доступна», – считает экономист. При этом он обращает внимание на важный выводы, которые следуют из ангализа ВБ. «Граница, обеспечивающая попадание государства в число высокоразвитых и имеющих перспективы на ускоренное развитие, отодвигается темпами, превышающими темпы роста среднего уровня образования населения Земли. И лишь немногие страны могут обеспечить тот уровень и темпы получения знаний молодежью, который бы гарантировал по крайней мере не отставание от передовых технологий. Россия в этом плане находится не в лидерах. И в части медицины, которая в регионах имеет недостаточно высокое качество. И в части образования, когда лишь незначительная часть высших учебных заведений способна выпускать специалистов такого уровня, который мог бы обеспечивать стране присутствие в числе лидеров технического прогресса», – отмечает Коренев.
Сегодня в большинстве стран обостряется проблема отставания компетенций рабочей силы от тех вызовов, которые предъявляет технологическое развитие, говорит доцент Российского экономического университета им. Плеханова Ольга Лебединская. «Россия в этом вопросе «в тренде»: образовательные характеристики человеческого потенциала страны на данный момент не соответствуют задачам инновационного обновления экономики. Структура специальностей и компетенций, по которой идет подготовка кадров, все более не соответствует не только вызовам инновационного развития отечественной экономики, но и мировым структурным сдвигам в данной области», – подчеркивает она.
Тем не менее, смысл в предложенном критерии оценки качества человеческого капитала, безусловно, есть. «Инвестиции в медицину и образование не дают мгновенной отдачи и потому воспринимаются многими не как первостепенные. На самом же деле именно они обеспечивают гарантии успешного развития, как отдельных стран, так и всего человечества темпами, которые требуют современные реалии», – резюмирует Коренев.
комментарии(0)