Потребителей фактически вынуждают платить за мощность, которую они не потребляли, и за сетевые услуги, которые им не были оказаны. Фото РИА Новости
Вице-премьер Дмитрий Козак поручил Минэнерго, Минэкономразвития, Минпромторгу и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проработать обращения крупных энергопотребителей, в которых они выступают против введения платы за резерв мощности, и представить согласованный доклад в правительство. Копия поручения, датированного 9 октября, есть в распоряжении «НГ».
Ранее Минэнерго и «Россети» выступили с пакетом инициатив, которые предварительно были рассмотрены на заседании правительства 4 сентября. Одно из самых громких предложений – введение оплаты неиспользуемого резерва мощности электросетей, к которым подключены промышленные потребители (потребление свыше 670 кВт). Это связано с тем, что некоторые предприятия снизили спрос или заявили сетям завышенные планы по энергопотреблению. Минэнерго предлагает предусмотреть постепенный (к 2024 году) переход потребителей на оплату услуг по передаче электроэнергии, исходя из 100% величины максимальной мощности: с 2020 года – оплачивать 10% резервируемой мощности, с 2021 года – 15%, с 2022-го – 20%, с 2023 года – 60%, с 2024-го – полную величину максимальной мощности.
Кроме того, потребителей с блок-станциями предлагается обязать оплачивать услуги сетевиков – по передаче электроэнергии, оперативно-диспетчерскому управлению и др., – исходя не только из объемов покупаемой из сети электрической энергии и мощности, но и из части объемов собственного производства.
Другими словами, по сути, потребителей предлагается обременить дополнительной платой за мощность, которая ими фактически не была потреблена, и за услуги, которые им не были оказаны.
Против инициатив Минэнерго и «Россетей» единым фронтом выступили крупные энергоемкие промпотребители. Соответствующие письма Козаку написали генеральный директор РУСАЛа Евгений Никитин и президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин, а непосредственно премьеру Дмитрию Медведеву – главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин, президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, генеральный директор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов и генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков (копии документов есть в распоряжении «НГ»).
Реализация предложений приведет к росту перекрестного субсидирования между промышленностью и населением, предупреждает Евгений Никитин. В них не содержатся стимулы для сетевых организаций к более эффективному перераспределению максимальной мощности, более того, сетевики будут заинтересованы в предъявлении завышенных избыточных требований при согласовании техусловий на перераспределение мощности, отметили в РУСАЛе.
«Вместо поощрения строительства частной распределенной генерации, снижающей общее бремя нагрузки по содержанию и обновлению энергоинфраструктуры, помогающей разгрузить транзит электроэнергии от больших, удаленных от энергопотребителей электростанций, Минэнерго предлагает фактически штрафовать потребителей со своими электростанциями», – констатируется в письме Евгения Никитина от 1 октября. Особенно опасно это в моногородах, где расположена значительная часть – около 3 ГВт – распределенной генерации, отмечают в РУСАЛе: возникнет риск сокращения производства и рабочих мест, роста социальной напряженности и протестных настроений, причем расходы бюджетов на ликвидацию негативных последствий кратно превысят возможную дополнительную выручку «Россетей».
По данным «НГ», в РУСАЛе опасаются роста расходов алюминиевых заводов при невозможности оперативно отказаться от свободной мощности. В компании предлагают, в частности, не вводить оплату резерва в отношении собственной генерации промпредприятий и предусмотреть ее только для тех узлов Единой энергосистемы, где есть стойкий дефицит свободных мощностей, и только после заблаговременного – за год – предупреждения со стороны сетевой организации.
В свою очередь, Вадим Сорокин отмечает экономическую и технологическую необоснованность предложений Минэнерго и «Россетей». «Наличие мощности, зарезервированной для отдельных потребителей, является сугубо бумажной величиной и не является ограничением для новых подключений», – говорится в его письме. Оплата сетевого резерва приведет к увеличению нагрузки на потребителей только в первый год на 8% от конечного тарифа на электроэнергию, общее удорожание для предприятий машиностроения составит не менее 20% конечного тарифа с учетом того, что его рост и так значительно обгоняет инфляцию, подсчитали в Группе ГАЗ: дополнительно потребуется 600 млн руб. в первый год и до 6 млрд руб. ежегодно при 100-процентной оплате резерва. Новые обязательства наряду с имеющимися санкционными рисками поставят под угрозу предприятия машиностроения, приведут к негативным социальным последствиям и могут повлиять на обороноспособность, предупреждает Вадим Сорокин.
А лидеры нефтяной отрасли обратили внимание, что авторы инициатив не видят разницы между неиспользуемой мощностью и резервом мощности, создание которого предусмотрено требованиями безопасности, надежности и мобилизационной готовности. «Для потребителей 1-й категории энергоснабжения требуется наличие резервного присоединения, и это изначально заложено в требованиях надежности», – отмечается в письме Вагита Алекперова, Владимира Богданова и Александра Дюкова. Частичная оплата передачи электроэнергии, производимой на собственном энергоисточнике, «дестимулирует оптимизацию структуры генерирующих мощностей и топливоиспользования (утилизация попутного газа и отходов производства)».
комментарии(0)