0
2292
Газета Экономика Интернет-версия

06.11.2018 21:00:00

Напряжение на топливном рынке достигло критической черты

Экономика страны может не выдержать новых налоговых инициатив правительства

Тэги: бензин, цены, ндс


Ситуация с ценами на бензин в стране, похоже, достигла критического уровня. У правительства одни предложения, у нефтяников – другие. Не секрет, что внутренний рынок бензина и дизельного топлива лихорадит. Ожидаемое повышение акцизов может привести к подорожанию топлива. Чтобы стабилизировать ситуацию, нужны быстрые и эффективные решения. Правительство эти меры уже обсуждало с нефтяными компаниями. Но насколько будут эффективными достигнутые договоренности, до сих пор непонятно.

С начала 2019 года в России должны быть увеличены ставки акцизов на бензин и дизельное топливо. Однако против этого выступает большинство участников внутреннего рынка, предупреждая о росте цен на топливо и даже угрозе его дефицита. По итогам вышеупомянутого совещания в кабинете министров с руководителями нефтяных компаний вице-премьер Дмитрий Козак сообщил о заморозке цен на бензин и дизельное топливо до конца нынешнего года. Итоги совещания вызвали недоумение у ведущих экспертов-экономистов.

«Договариваться с руководителями нефтяных компаний о фиксации цен на бензин, когда в стране рыночная экономика, – это точно так же, как договариваться с Президиумом Академии наук об отмене закона всемирного тяготения, – заявил на прошедшем на днях круглом столе в ТАСС «Цена автомобильного топлива на внутреннем рынке России» генеральный директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. – Переговоры, которые ведутся, выглядят совершенно нелепо и непрофессионально».

«Правительство с нового года повышает сразу три налога. НДС – это плюс 50 коп. к цене бензина, НДПИ – плюс 1 руб., акциз – плюс 5,5 руб. Вместе все – 7 руб. И предлагает скомпенсировать непонятным обратным акцизом. Эта идея достойна Шнобелевской премии, – отметил Танкаев. – В ситуации, когда рынок бензина находится в напряжении, мы получим повышение цен на топливо на 7–8%».

С такой позицией абсолютно солидарен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По мнению эксперта, «подорожание нефтепродуктов приведет к сокращению их потребления и способно привести к снижению качества жизни населения и исчезновению малых и средних предприятий. В настоящее время резко сократились грузовые перевозки между регионами, ассортимент в магазинах маленьких населенных пунктов ухудшился (стало невыгодно в них доставлять небольшие партии продуктов)».

Понятно же, что нефтяные компании не могут удерживать цены стабильными, поскольку они не могут долго работать себе в убыток. Они уже сейчас теряют при сбыте бензина на российском рынке 2 руб. с литра. Экспортная цена выше внутренней в среднем на 11 руб. за литр. Бизнесу в подобных условиях жить сложно, если вообще не сказать – невозможно.

Между тем ряд экспертов считают, что необходимо коренным образом пересмотреть сложившуюся систему налогообложения отрасли: положение дел в экономике России и без того ухудшается прямо на глазах, вызывая недовольство и тревогу у населения. На том же круглом столе директор Центра политической информации Алексей Мухин отмечал: «В последнее время правительство дает все больше поводов, чтобы его ругали. Однозначно повышение акцизов приведет к повышению цен на бензин. На фоне борьбы страстей и эмоций, которые сейчас, особенно в регионах, бушуют в связи с так называемым повышением пенсионного возраста, добавлять туда дополнительные эмоции – все равно что плескать бензин в костер. При этом по понятным причинам ситуация сложится аховая».

Бюджет же страны, по словам эксперта, является профицитным, и соответственно возникает закономерный вопрос: зачем надо поднимать ставки топливных налогов, если необходимости в этом нет? Получается, что правительство банальным образом просто изыскивает дополнительные средства для выполнения майских указов президента, действуя тем самым в рамках модели продразверстки, проводившейся в нашей стране в первые годы советской власти.

О том, что финансовых ресурсов в бюджете страны более чем достаточно, говорит и Михаил Делягин: «Правительство столкнулось с явлением, когда оно захлебывается от денег. Неиспользуемые остатки федерального бюджета превышают 4 трлн руб. Обычно, когда есть деньги в бюджете, правительство снижает налоги – для развития своей экономики. Но если вы хотите уничтожить свою экономику, то повышаете налоги, все строго наоборот. Так сейчас и поступает правительство Дмитрия Медведева». Эксперт отметил, что правительство увеличивает ставку налога на добавленную стоимость (НДС), вызывая в конечном счете подорожание практически всех товаров, что больно ударит по и без того небогатым гражданам.

«Обратите внимание: цель продразверстки – ВИНКи (вертикально интегрированные компании. – «НГ»), потому что у ВИНКов есть обязательства по обеспечению внутреннего рынка, тогда как большая часть так называемых независимых компаний не обязана этого делать, – подчеркивает, в свою очередь, Алексей Мухин. – Более того, они уже выходят с инициативами компенсации в виде субсидий потерь, которые они понесут с повышением акцизов».

При этом, по его словам, ряд компаний, к примеру «Роснефть», ведут себя социально ответственно, поставляя практически весь объем произведенного бензина на внутренний рынок, другие компании, в первую очередь частные, наоборот, увеличивают экспорт. Следовательно, совершенно правильным является ранее сделанное предложение «Роснефти» поставлять на переработку на российские НПЗ 17,5% всего добытого сырья. А это – весь объем внутреннего рынка. В этом случае исчезает риск возникновения дефицита дизельного топлива и бензина.

Глава правительства РФ Дмитрий Медведев, как известно, на днях пригрозил установить заградительные пошлины на поставки нефтепродуктов за пределы России, если чиновники и руководители нефтяных компаний не найдут компромисса.

«Мы все понимаем, что никаких заградительных пошлин господин Медведев не введет, так как нефтяные компании – это основной ресурс пополнения бюджета. Медведев пугает. Будет введение неких ограничений на экспорт, некоторое подобие лицензирования. Введения запретительных пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов не будет, – утверждает профессор Никита Кричевский. – Все забыли, что ВИНКи предлагают отправлять 17,5% добытой нефти на переработку для продаж на внутреннем рынке, все забыли, что акциз на бензин когда-то планировался на уровне 2,5–4 тыс. руб. за 1 т, сейчас – 12 тыс. руб. Забыли и о том, что экспортные пошлины практически обнулились усилиями этого самого правительства с 360 долл. до 36 – в 10 раз. И якобы все из-за необходимости наполнять дорожные фонды, чтобы дороги были нормальные».

По мнению Делягина, чтобы не допустить подъема цен на нефтепродукты и снять напряжение, в котором сейчас находится внутренний рынок, необходимо отменить налоговый маневр и отвязать ставку НДПИ от котировок нефти на глобальном рынке.

«Почему цена на нефть внутри России должна зависеть от мирового рынка? Непонятно, – подчеркнул Рустам Танкаев. – Надо совсем отменить акцизы на бензин и дизельное топливо. Бензиновый акциз в этом году принесет в бюджет 300 млрд руб., дизельный – 150 млрд руб. На фоне гигантского профицита бюджета это не те деньги, за которые правительству стоит бороться».

Кричевский, в свою очередь, предложил сохранить ставки акцизов на уровне второго полугодия 2018 года и не поднимать их в ближайшие пару лет. Также следует ввести лицензирование экспорта бензина и дизельного топлива в зависимости от выполнения обязательств конкретными компаниями по их поставкам на российский рынок и установить минимально допустимый объем продаж для каждой из них. Если же независимые компании, любящие часто критиковать ВИНКи, будут уличены в нарушении правил справедливой торговли (скажем, недоливе бензина в баки автомобилей), то следует к ним применять санкции. И, наконец, не мешало бы перенести уплату акциза со стоимости бензина на автозаправочные станции. Данная мера позволит избежать торговли суррогатным топливом, идентифицировать производителя и повысить эффективность нефтепереработки.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


5. РФ снизила добычу для поддержания мировых цен на нефть

5. РФ снизила добычу для поддержания мировых цен на нефть

Топливная инфраструктура страны стала мишенью для украинских дронов

0
2714
Социологи обнаружили у россиян инфляционную панику

Социологи обнаружили у россиян инфляционную панику

Анастасия Башкатова

Центробанк пока не может воздействовать на слишком высокие цены

0
4522
Европа объявляет новые требования для судоходства на Балтике

Европа объявляет новые требования для судоходства на Балтике

Михаил Сергеев

Российский флот проводит учения в Ла-Манше, через который проходят подсанкционные танкеры

0
11824
Россию ждет бум рождаемости и падение цен на нефть

Россию ждет бум рождаемости и падение цен на нефть

Михаил Сергеев

Минфин может вернуть РФ в потерянное десятилетие ради профицита бюджета

0
4242

Другие новости