Министр энергетики Польши Кшиштоф
Тхужевский не против замены угольных электростанций на атомные. Фото со страницы Кшиштофа Тхужевского в Facebook |
Накануне Всемирной климатической конференции ООН Польша объявила о планах построить к 2033 году несколько атомных электростанций для замены угольной генерации. Как сообщили «НГ» в Росатоме, российские специалисты готовы обсуждать условия, если Польша пригласит Росатом для строительства АЭС. Атомные амбиции Польши выглядят неожиданно на фоне закрытия АЭС в Германии и даже во Франции, в которой атомная энергия доминирует над другими источниками.
Польша планирует построить несколько АЭС к 2033 году. Информация об этом появилась как раз накануне Всемирной конференции ООН по вопросам изменения климата (COP-24), которая проходит 2–14 декабря в польском городе Катовице. Как ранее сообщали в администрации президента, Владимир Путин не планирует посещать это мероприятие. Однако там ожидается участие главы Минприроды РФ Дмитрия Кобылкина.
На данный момент в Польше нет атомных электростанций. Действующее правительство пока не дало окончательного одобрения проектам АЭС, сообщает Deutsche Welle (DW). Правда, глава польского Минэнерго Кшиштоф Тхужевский – сторонник атомной энергетики. Он настаивает, что для строительства АЭС в стране есть веские экономические причины.
Сейчас в Польше около 80% генерируемой электроэнергии приходится на угольные теплоэлектростанции, тогда как Евросоюз планирует увеличивать штрафы за выбросы CO2. Если ничего не менять, то вскоре стоимость электроэнергии в Польше сильно вырастет. Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) не решат эту проблему, отмечает министр в одном из польских изданий. В этом году вклад ветровых электростанций в обеспечение электроэнергией не превышал 4%, поясняет Тхужевский. Более того, нужно, чтобы крайне зависимые от погодных условий ВИЭ имели «подстраховку» – в виде, например, газовых электростанций. Но зависимость от импортного газа – это и без того неприятная тема для Польши.
Главная интрига – кто именно будет строить в Польше новые атомные станции. Есть несколько потенциальных подрядчиков: японская Hitachi в альянсе с американской General Electric, французская Оrano (в прошлом – Areva), корейские или даже китайские подрядчики. Все эти варианты перечисляются экспертами после упоминания самого главного претендента на строительство – российского Росатома.
«В случае если нас пригласят к участию, мы рассмотрим условия по выбору стратегического партнера для реализации проекта строительства АЭС в Польше для принятия дальнейшего решения», – сообщили «НГ» в пресс-службе Росатома. В госкорпорации добавили: «Росатом – на сегодняшний день лидер в области атомной энергетики: на разной стадии реализации находятся 36 энергоблоков в 12 странах, наши технологии выбирали такие страны, как Финляндия, Венгрия, Турция, Египет и т.д.».
Опрошенные «НГ» эксперты, однако, указывают на политические препятствия для России в польском проекте расширения атомной энергогенерации. С одной стороны, из всех потенциальных подрядчиков наиболее перспективна с технологической точки зрения именно Россия. «РФ сейчас стала единственной страной с полностью реализованным проектом строительства электростанции поколения «3+» (Нововоронежская АЭС) и с возможностями переработки отработанного сырья», – говорит доцент Российского экономического университета Ольга Лебединская.
Но, с другой стороны, реализовать данный проект в Польше нам скорее всего не дадут, полагает эксперт. «Причина – политическая и экономическая ситуация. Усиление и без того лидирующей позиции России в части строительства АЭС», – уточняет Лебединская.
«Выбирать подрядчика будут в результате тендеров, конкурсов. Определенную роль сыграют и политические факторы. У Китая не очень богатый опыт постройки АЭС в Европе. Учитывая членство в Евросоюзе, максимальными шансами выиграть конкурс, по нашему мнению, обладает Франция», – полагает старший аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб. «Скорее всего подрядчиком будут выбраны французские компании, – соглашается эксперт компании «Финам» Алексей Калачев. – Между странами давние связи и симпатии».
«Экономические предпочтения Польши весьма политизированы, но в любом случае выбор компании-подрядчика, согласно практике, оценивается, исходя из стоимости реализации проекта», – уточняет доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Тамара Сафонова.
В мире в целом и в отдельно взятой Европе наблюдаются два разнонаправленных процесса. Одни страны – прежде всего в Западной Европе (Германия, Швейцария, Франция) – стремятся снизить зависимость от АЭС. Другие же страны – например, в Восточной и отчасти Северной Европе – внедряют и развивают атомную энергетику.
При этом заметна жесткая конкурентная борьба за право стать главным поставщиком энергии в регионе. Один из примеров – решение Литвы, а затем Польши объявить бойкот строящейся в Белоруссии АЭС. Литва и сама планировала возвести Висагинскую АЭС (совместно с Латвией, Эстонией и Польшей). Но проект постоянно откладывался в том числе по финансовым причинам. На фоне строительства Белорусской АЭС, которая сможет экспортировать энергию, реанимировать литовский проект становится еще сложнее.
«Польша и Литва заявили об отказе покупать электроэнергию с Белорусской АЭС. В этих странах дефицит электроэнергии, но по политическим причинам они не хотят получать ее из России или Белоруссии. И самым прагматичным выбором для них становится строительство собственных АЭС», – поясняет председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский.
Тем интереснее вопрос – какой будет реакция Литвы на польские атомные амбиции. «То, что Польша заявила о готовности строить АЭС, еще не означает, что этот проект начнется и будет доведен до конца. В Польше не так много подходящих мест для строительства. Фактически всего два: вблизи границы с Литвой либо на старом месте, где сейчас находятся остатки заброшенной недостроенной АЭС (имеется в виду Жарновец. – «НГ»)», – говорит аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. И Литва, по его словам, может выступить против возведения АЭС вблизи своей границы. «А строительство на старом месте означает удорожание проекта, – добавляет эксперт. – Ведь сначала надо демонтировать полуразрушенную инфраструктуру».
комментарии(0)