Премьер Дмитрий Медведев обсуждает успехи экономики с представителями федеральных телеканалов Константином Эрнстом, Петром Толстым и Ирадой Зейналовой. Фото РИА Новости
Сверхпозитивный телевизионный отчет Дмитрия Медведева об успехах правительства прозвучал явным диссонансом по отношению к общественным настроениям и массовым негативным оценкам состояния российской экономики. Анализа причин стагнации и хронического отставания России от соседей в отчете главы правительства не было. Звучали лишь описания достижений и позитивные самооценки: мы выстрадали пенсионную реформу, наилучшим образом повысили налоги, изъяли из экономики триллионы рублей под будущие нацпроекты. Но большинство россиян почему-то не спешат разделить с Медведевым радость достижений. Около 60% населения считает, что страна находится в рецессии, а треть россиян уверены, что в ближайшие 10 лет им предстоит выживать на голодном пайке. Это показывают опросы весьма авторитетных центров. Они же сообщают, что уровень доверия у нынешнего главы правительства рекордно низок и продолжает падать. Не доверяющих премьеру РФ граждан сегодня почти на 20% больше, чем доверяющих.
В четверг прошло традиционное отчетное интервью премьера Медведева федеральным телеканалам. Впечатляет общий позитивный настрой чиновника, который словно не замечает реального положения дел в стране и ее ухудшающегося положения в мировой экономике.
Одним из самых заметных достижений глава кабмина считает накопленную финансовую подушку безопасности и профицитный бюджет. «В этих условиях (санкционного давления. – «НГ») мы тем не менее смогли нарастить валютные возможности, валютные резервы, причем за этот год они выросли приблизительно на 30 млрд долл. – до 460, даже больше, млрд долл. Это подушка безопасности, которая существует», – доложил Дмитрий Медведев.
Впервые за несколько лет у нас будет профицитный бюджет, причем не на какие-то доли процентов, а существенно. «Это говорит о том, что мы правильным образом распорядились доходами и просчитали последствия тех решений, которые принимаем», – указал Медведев, напомнив, что в основе этого профицита – консервативный прогноз по ценам на нефть.
Накопленная «валютная подушка» поможет реализовать задуманные властями социальные преобразования. В частности, до 2024 года чиновники запланировали потратить на социальную сферу около 22 трлн руб. «Это огромные деньги на развитие страны. Эти деньги найдены», – разъяснил политик.
И найдены эти деньги были в первую очередь за счет увеличения налоговой нагрузки. «В конечно счете, вы знаете, мы остановились на том, что нам пришлось увеличивать налог на добавленную стоимость на 2%, некоторым образом скорректировать акцизную политику и решить некоторые другие задачи», – напомнил Медведев. То есть за обещания будущего улучшения и экономического прорыва граждане заплатят уже сегодня реальным сокращением потребления.
Другой неоспоримый плюс, по версии премьера, – это низкий уровень инфляции. «Это вообще достижение последнего времени. И в этом году мы, по всей вероятности, выйдем на цифру где-то 3,5%.
В любом случае мы укладываемся в те контрольные 4%, которые для себя определили несколько лет назад. Вот эта планка по инфляции… мы этого достигли», – похвалился Дмитрий Медведев. В итоге, рассуждает он, достигнутая планка по инфляции «позволяет людям планировать свои доходы и расходы».
Кстати, о доходах. Они, как прогнозирует глава кабмина, по итогам года вырастут на 1,6%. Отметим, за 10 месяцев текущего года реальные доходы россиян выросли только на 1%. А называемая премьером цифра в 1,6% получается, только если задним числом искусственно вычесть из доходов населения единовременную выплату пенсионерам 5 тыс. руб. в начале 2017 года. Тем не менее, подчеркивает Дмитрий Медведев, главное, что «мы переломили тренд на падение доходов». «А это было самое страшное, самое опасное для страны, самое социально раскачивающее обстоятельство, самое нестабильное обстоятельство», – указал премьер.
Россия переломила тренд не только падения доходов населения, но и роста ВВП. «Темпы роста (экономики. – «НГ») за 10 месяцев этого года составляют приблизительно 1,7%, мы на эту цифру и рассчитывали», – рассказал правительственный чиновник. Для того чтобы развиваться дальше, нужны другие темпы роста. «Мы будем стремиться выйти на более высокие темпы роста, как это и предусмотрено – порядка 2%, а в 2021 году – 3%», – рассказал глава кабмина.
Примечательно, но обеспечивать этот рост чиновники теперь рассчитывают в первую очередь за счет отечественных инвестиций. «Я думаю, что любой человек, который интересуется развитием экономики, понимает простую вещь: национальная экономика может развиваться прежде всего за счет своих инвестиций – инвестиций, которые возникают в результате развития своей экономики. Иностранные инвестиции, при всем уважении, почтении к ним, нашем желании их получить – это все-таки вторичный источник», – сказал Медведев.
В общем и целом экономические итоги года премьер оценил более чем позитивно. «Итоги года, при всех трудностях, издержках – понятно, что мы тоже многим недовольны – но в целом можем оценить как вполне позитивные», – заметил он.
Перечисляя положительные итоги года, глава кабмина посетовал лишь на повышение пенсионного возраста, отметив, что это было «вынужденное решение». И конечно, продолжил он, такие решения «не добавляют власти популярности».
На непопулярность чиновников, и в частности Дмитрия Медведева, очевидно, влияет не только пенсионная реформа. Иначе как объяснить многолетнее снижение доверия населения к политику Дмитрию Медведеву? К примеру, как следует из опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), на сегодняшний день доверяют политику Медведеву лишь около 8% респондентов, тогда как не доверяет каждый четвертый. Индекс доверия премьера (то есть уровень доверия минус уровень недоверия) составляет –18%. И это колоссальное падение. В 2008 году, когда Медведев стал президентом, ситуация была кардинально иной. Тогда чиновнику доверяли свыше 43% россиян, а не доверяли лишь менее 3% опрошенных.
Впрочем, как можно доверять политикам и верить в их тирады об экономическом «рывке», успехах бюджетной политики и накопленных резервах, если все эти плюсы не видны в собственном кармане? Так, 43% россиян заявляют, что им хватает денег лишь на самое необходимое – еду и одежду, а каждому десятому хватает средств только на пропитание, следовало из опроса исследовательского холдинга «Ромир». И сложившаяся картина финансового положения российских семей практически не меняется на протяжении 10 лет, сообщали социологи. Надежд на светлое будущее у граждан РФ тоже мало: в перспективе ближайших пяти лет свыше 40% респондентов полагают, что им будет хватать средств только на еду и одежду. При этом свыше трети уверены, что ситуация мало изменится и на горизонте 10 лет. «Глядя в будущее, россияне не ждут заметных изменений в своем благосостоянии. В таком ракурсе стабильность уже скорее представляется как стагнация», – делают вывод исследователи.
Оптимизм россиян в отношении экономической ситуации уменьшился, следует из недавнего исследования компании Deloitte. Количество россиян, которые считают, что экономика страны переживает рецессию, за год выросло с 51 до 61%, притом что годом ранее доля считающих так граждан снижалась (с 66 до 51%). Доля россиян, опасающихся снижения своей покупательной способности в 2019 году, также увеличилась – с 22 до 30%. В прошлом году она росла – с 18 до 22%.
«После ухода со своего поста первого президента России Бориса Ельцина для граждан наконец-то забрезжил свет в конце тоннеля и, несмотря на трудности, связанные с наследием бывшего СССР, и лихие 90-е, наступил относительный порядок в экономике, и уровень жизни россиян постепенно пошел в гору, достигнув своего максимума в 2007 году», – напоминает аналитик компании «Финам» Сергей Дроздов. В те времена активно развивался малый и средний бизнес, поддерживаемый устойчивым курсом рубля и фискальным стимулированием со стороны государства, в связи с чем средняя зарплата активного слоя населения стала приближаться к среднеевропейской, продолжает он. Ситуация, однако, резко изменилась после событий 2008-го, а затем 2014 года. «Тем не менее граждане, привыкшие к всевозможным кризисам, спокойно отреагировали на падение цен на нефть, приведшее к сильнейшей девальвации рубля, в надежде на то, что ситуация нормализуется. В 2016 году цена на черное золото стала восстанавливаться. Однако ситуация в экономике в лучшую сторону не изменилась, как и не изменился уровень доходов граждан. Рост пессимизма усилился после прошедших в марте президентских выборов, итогом которых стала пенсионная реформа, растущие цены на бензин, рост стоимости продуктов, а также повышение тарифов ЖКХ, акцизов, налогов и сборов», – резюмирует Дроздов.
Причин к недоверию несколько, считает член совета московского отделения «Опоры России» Дмитрий Несветов. «Экономика не растет, инвестиции отсутствуют, а никаких серьезных мер для их восстановления не происходит. И правительство, которое должно быть озабочено вопросами экономики, как раз занимается не ей, а бюджетом и экспортерами», – поясняет он. Кроме того, государство постоянно меняет правила игры, продолжает он. «Это касается и увеличения налоговой нагрузки, и повседневных издержек. Эти действия усложняют жизнь как экономическим субъектам, так и простым потребителям. Закрывать на это глаза невозможно. Плюс падает доход населения и резко растут цены, несмотря на то что премьер говорил о том, что эту тенденцию уже давно сломали», – подчеркивает эксперт.
Однако главная причина – эмоциональная. «Люди относятся к власти без доверия. Для них это – хищник, от которого лучше спрятаться и не иметь с ним никаких отношений. Такую внутреннюю установку переломить не удастся никому до тех пор, пока факторы, которые были озвучены ранее, не будут устранены», – резюмирует Несветов.
комментарии(0)