Выступления «желтых жилетов» называют бунтом среднего класса. Фото Reuters
Протесты французских «желтых жилетов» в России принято объяснять введением экологического налога на бензин. Но список экономических претензий французов к властям значительно шире. И требования экономической справедливости выглядят универсальными и очень понятными для россиян. Сегодня французы требуют повышения минимальных зарплат, перераспределения налоговой нагрузки, снижения пенсионного возраста.
Активисты движения «желтых жилетов (ЖЖ)» разослали французским СМИ и депутатам свои требования. Списки претензий опубликованы, например, на сайте телеканала CNews и журнала L’Obs.
Протестанты, в частности, требуют решительного снижения до нуля численности бездомных, создания рабочих мест для безработных, увеличения пособий для инвалидов и ограничений цен на аренду жилья (в первую очередь – для людей с низким уровнем доходов).
В манифестах ЖЖ много налоговых требований. Французы добиваются, в частности, введения «более прогрессивного подоходного налога», чтобы в результате «большие компании платили больше, а меньшие – меньше». Есть и требования об ограничении строительства крупных торговых центров для сохранения бизнеса мелких магазинов и лавок. Выступают активисты и за защиту французской промышленности, которую должны обеспечить запреты на вынос производства в другие страны.
Многие требования протестующих связаны с оплатой труда. Так, минимальная гарантированная заработная плата должна составлять не менее 1300 евро в месяц после вычета налогов, а максимальная – не больше 15 тыс. евро. Активисты также выступают за ограничение временных трудовых договоров в противовес более активному использованию работодателями постоянных трудовых договоров. ЖЖ требуют от властей восстановления равного права на труд. «Ненормально, что люди, работающие на территории Франции, не имеют одинаковых заработных плат и прав. Любой человек, которому разрешено работать во Франции, должен быть наравне с гражданином Франции», – пишут активисты. Заработные платы должны регулярно индексироваться на уровень инфляции, требуют ЖЖ.
На уровень инфляции должны индексироваться не только заработки работников, но и пенсии. Причем пенсионным предложениям посвящен заметный блок требований активистов. «Пенсионная система должна быть солидарной, а следовательно, социализированной», – говорят «жилеты». Пенсия в стране не должна быть ниже 1200 евро. Митингующие также требуют права выхода на пенсию в 60 лет, а в некоторых случаях и в 55 лет, передает CNews.
Прописанные требования бунтующих к властям в целом неудивительны. Еще летом французы констатировали, что президент Макрон «поссорился с пенсионерами». Причина – отказ правительства индексировать пенсии на уровень инфляции. Таким образом власти сэкономили на пенсионерах около 380 млн евро в год. Это уже не первая мера Эмманюэля Макрона, которая затрагивает пожилых французов. Ранее было объявлено о повышении социального налога для пенсионеров, чья пенсия превышает 1200 евро в месяц. В мае этого года президент анонсировал и масштабное изменение пенсионной системы.
Требования неоднородного движения ЖЖ различные медиаресурсы описывают с разными акцентами. Среди упоминаемых предложений активистов: запрет на налоги, превышающие 25% состояния гражданина, повышение минимальных зарплат на 40%, строительство 5 млн единиц доступного жилья, запрет на приватизацию госимущества, запрет на спасение неликвидных банков за счет средств налогоплательщиков. Есть в списке требований и запрет на рост топливных налогов, что и послужило детонатором для массовых протестов.
Активные выступления ЖЖ начались еще 17 ноября. Тогда протестующие выражали недовольство по поводу увеличения расходов населения из-за введенных властями дополнительных налогов на дизельное топливо, которые президент Франции Эмманюэль Макрон назвал необходимыми для борьбы с изменением климата и защиты окружающей среды. Однако позднее протесты переросли в более масштабные демонстрации против политики президента.
Требования движения ЖЖ активно публикуются и на сайтах российских левых движений. И этот факт ложится в конспирологическую версию российского вмешательства во французские протесты. При этом агентство Bloomberg со ссылкой на «Альянс обеспечения демократии» сообщило о ненормально высокой активности твиттер-аккаунтов, которую эта организация связывает с Кремлем. Британская газета Times ссылается на данные агентства кибербезопасности New Knowledge, которое идентифицировало около 200 твиттер-акаунтов, распространяющих в последние дни лживые видеоролики с изображениями «полицейского насилия». В России причастность к массовым акциям протеста во Франции назвали клеветой.
Тем не менее если взглянуть на требования французов, то многие из них заметно перекликаются с российскими реалиями. Так же как и во Франции, в России на повестке дня чрезмерное налоговое бремя, низкие пенсии.
Эксперты «НГ» считают, что сегодняшняя ситуация во Франции зрела давно. «Повышение цен на топливо стало лишь последней каплей для выплеска народного гнева. Начиная с 1 января 2019 года и до конца президентского срока Макрона цены топлива должны были в целом повыситься на 30 центов с литра – это огромные суммы, учитывая, что и сейчас литр топлива в среднем стоит 1,4 евро», – обращает внимание директор франко-российского аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьен. Он напоминает, что схожий антиналоговый бунт был еще при президенте Франсуа Олланде. «Тогда протесты охватили только один регион – Бретань (движение «Красные колпаки» 2013 года против повышения налогов на грузовой транспорт). В итоге власти тогда отменили свои инициативы», – говорит Дюбьен.
У протеста есть и более глубокие причины. «Доходы большинства французов – в первую очередь среднего класса – не растут около 10 лет. Получается, что богатые продолжают богатеть, бедным государство обеспечивает различные социальные выплаты, а средний класс оказывается «зажатым» между ними и, по существу, платит за них за всех», – считает директор франко-российского аналитического центра «Обсерво». Это видно и по структуре протестующих. «Сегодня бастуют те, кто обычно не выходит на протесты, массово вышли даже пенсионеры, и это при достаточно развитой системе пенсионного обеспечения в стране», – подчеркивает эксперт.
Рост цен в любой стране вызывает недовольство населения, замечает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Олег Чередниченко. «В подобных ситуациях принципиально важен своевременный диалог с обществом. В РФ мы увидели оперативные действия со стороны власти. Проблема была локализована через найденный компромисс, который устроил и общество (потребителей), и заинтересованный бизнес. Цены удалось стабилизировать, разработан демпфирующий налоговый механизм (планируемый к запуску в наступающем году), который позволит достигнуть ценового баланса между внутренними и внешними поставками топлива», – говорит эксперт.
Во Франции картина иная. «Там мы не увидели своевременных действий властей. Французы перешли грань из-за того, что их правительство игнорировало граждан. Президент теперь вынужден встречаться с активистами, и, в случае если последние почувствуют инертность возможностей французских властей, перечень требований к руководству страны может существенно расшириться», – не исключает Чередниченко.
«Схожесть французских проблем с российскими тут стоит рассматривать несколько шире – практически любые подобные претесные акции имеют примерно одинаковые корни и примерно единые требования к властям», – считает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.
комментарии(0)