Под видом сыра и других молочных продуктов
среднестатистический россиянин съедает около 6 килограммов пальмового масла в год. Фото агентства «Москва» |
Россия существенно нарастила импорт пальмового масла. По итогам 10 месяцев он превысил 820 млн т. Это в 5–9 раз больше объемов закупок пальмового масла, которые фиксировались 20–30 лет назад. Новая норма потребления – примерно полкило пальмового масла в месяц на каждого жителя страны. Государство, судя по всему, само создает условия для распространения фальсификата, считают многие эксперты. В Россельхознадзоре сообщили о многомиллиардных потерях федерального бюджета из-за молочного фальсификата.
Федеральный бюджет теряет миллиарды рублей в год из-за фальсификата молочной продукции, по которому уплачивается налог на добавленную стоимость (НДС) по льготной ставке в размере 10% вместо стандартных 18%. Об этом, как передает Интерфакс, заявил в телеэфире глава Россельхознадзора Сергей Данкверт.
«Только недоплата НДС – примерно от 10 млрд до 17 млрд руб.», – уточнил он. По словам Данкверта, это приблизительная оценка. НДС для продукции из натурального молока исчисляется по ставке 10%, а для продукции с использованием растительных жиров – 18%, напомнил глава Россельхознадзора.
По данным Росстата, в январе–октябре 2018-го импорт масла пальмового и его фракций достиг в натуральном выражении 822 млн т, это на 18,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В январе–октябре 2017-го Россия импортировала 694 млн т пальмового масла, причем по итогам всего 2017-го импорт достигал 891 млн т.
Приблизительный расчет показывает, что такой объем импорта предполагает сейчас потребление каждым россиянином в том или ином виде около 0,5 кг пальмового масла в месяц.
Сейчас Россия покупает пальмового масла в 5 раз больше, чем, например, в 2000 году, и в 9 раз больше, чем, допустим, в 1990 году, следует из данных статистики и отраслевых аналитиков.
Эксперты считают, что государство, судя по всему, само создает условия для распространения молочного фальсификата. С июля этого года в РФ вступили в силу новые правила маркировки молочной продукции. Производители обязаны указывать сведения о наличии растительных масел в молокосодержащем продукте с заменителем молочного жира. «Так, на упаковке или этикетке должно быть написано, что продукт содержит растительные масла, причем надпись должна быть контрастной по отношению к цвету поля, – сообщало ранее РИА Новости. – Название молочного продукта, которое содержит альтернативу молочному жиру, должно начинаться со слов «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира». Впрочем, предполагается переходный период. В полной мере требования начнут действовать ближе к середине 2019 года, уточняло информагентство.
Однако даже такие изменения, судя по всему, не защищают потребителей от фальсификата. И уж тем более они никак не препятствуют распространению на рынке суррогатных молочных продуктов.
Как пояснили «НГ» в Центре изучения молочного рынка (ЦИМР), введение в технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» такого понятия, как «молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира», «фактически закладывает фундамент для легального производства фальсификата». При этом власти вводят НДС для продукции из натурального молока по ставке 10%, а с использованием растительных жиров – 18%. Как сказала «НГ» ведущий аналитик ЦИМРа Екатерина Захарова, все это «вынуждает производителей не только заменять молочный жир растительным, но и называть такую продукцию молочной, чтобы снизить ставку НДС».
Аналитик уточняет, что «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира» – это продукт, в котором «замена молочного жира допускается не более 50%». «Но логично предположить, что предприятия будут проводить максимально допустимую по закону замену, то есть 49%. Таким образом, грань между легальным «молокосодержащим продуктом» и находящимся вне закона фальсификатом сводится к 1%». Так, фальсификатом будет продукция, которая содержит уже хотя бы 50% растительных жиров, но в составе и наименовании об этом не сообщается.
«Если все продукты с заменой молочного жира будут выведены из-под действия регламента «О безопасности молока и молочной продукции» и уйдут в регламент «О безопасности пищевой продукции», то есть даже перестанут считаться относящимися к молоку, то они уйдут и с молочной полки в магазинах, – поясняет Захарова. – Тем самым потребителей перестанут вводить в заблуждение. И выявить фальсификат в таком случае будет проще».
Но пока что, судя по мнению экспертов, у государственных структур и ведомств нет явной заинтересованности в настоящем очищении рынка от фальсификата. «Защита потребителя от фальсификата на сегодняшний день не более чем популизм», – считает Захарова. «Для Российского государства превыше всего народное спокойствие и видимость стабильности, – говорит вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. – Поэтому иллюзия продуктового изобилия оказывается важнее, чем борьба с фальсификатом». «Переход с льготной ставки НДС в 10% на полную, которая составит с 1 января 2019 года 20%, приведет к симметричному росту цен примерно на 9%. Это может вызвать сильное недовольство среди людей с низкими доходами. Так что ослабление контроля может играть на руку правительству», – добавляет член Торгово-промышленной палаты Анна Вовк.
«На данный момент государству очень важно, чтобы на полках магазинов было продуктовое изобилие, это нужно для стабилизации социальной обстановки», – соглашается доцент Российского экономического университета Михаил Перельман. Хотя, как ожидает эксперт, отношение властей все же должно меняться, ведь в последнее время все чаще поднимается вопрос о качестве и безопасности продуктов питания, реализуемых на территории РФ. Этот вопрос затрагивается в том числе нацпроектом «Демография».
«Можно, конечно, сказать, что государство само создало из-за слабого контроля предпосылки для появления на рынке большого количества фальсификата с использованием растительных жиров», – продолжает Вовк. Однако она уточняет, что все же есть и объективные проблемы с выявлением фальсификата: «Физически невозможно постоянно брать пробы всей продукции в тысячах торговых точек. И производители этим пользуются».
Тем не менее, как замечает Вовк, «даже если производители попадутся на несоответствии заявленного состава реальному, то им грозит только штраф, но не грозит самое страшное – потеря спроса». Эксперт добавляет: «Продукция производителей-нарушителей никак не маркируется, поэтому потребителю очень сложно отделить фальсификат от настоящей молочной продукции».
В то же время, как пояснили «НГ» сами производители молочной продукции, объемы импорта пальмового масла увеличились, судя по всему, не только за счет молочной промышленности.
«Вполне возможно, что пальмовое масло стало активнее использоваться и в кондитерской промышленности, и в пекарской, и в переработке мяса», – перечисляет генеральный директор Нальчикского молочного комбината Шамсудин Якубов.
По его словам, особого криминала ни в пальмовом, ни в кокосовом маслах нет. «Другой вопрос – когда производители используют на своем производстве заменители молочных жиров, они должны честно и порядочно указывать на упаковке, что в составе данного продукта использовано. Тогда покупатель будет понимать состав купленного продукта. Соответственно, цена этого продукта будет значительно ниже», – поясняет Якубов.
«В стране очень много крупных и мелких производителей продуктов питания, которые производят абсолютно все, что необходимо для населения. Если государство будет преследовать фальсификаторов, которые непорядочно поступают, обманывают потребителей и не платят налоги в полном объеме, это будет абсолютно справедливо и по отношению к добропорядочным производителям. Мы сможем честно и на равных условиях конкурировать на одном рыночном пространстве, – говорит Якубов. – Нам с фальсификаторами бороться тяжело. Если государство будет преследовать эти нарушения, для нас это будет большой плюс».
комментарии(0)