«Установи газовое оборудование на автомобиль и экономь на топливе! Выгодно и безопасно», – убеждает реклама. Программы внедрения газомоторного топлива на транспорте принимаются с прошлого века, но пока существенного прогресса в этом направлении нет. Как говорят сторонники газомоторного топлива, у него три достоинства – цена, цена и еще раз цена. Но недостатков у газа, к сожалению, еще больше. Да и с ценой все не так просто, как кажется вначале.
Природный газ считается дешевым топливом, но при этом очень опасным. Несмотря на все меры по обеспечению безопасности, взрывы газа в домах происходят регулярно. Россия не исключение, газ взрывается везде, где он есть. Только в 2018 году произошло множество инцидентов, связанных со взрывом бытового газа и обрушением жилых домов в США, Польше, Японии, Франции, Индии, Пакистане.
Госдума РФ сейчас обсуждает прекращение газификации жилых помещений. «Надо отказываться от газификации и переходить на электричество в коммунальном хозяйстве. Если говорить о нас, «Справедливой России», то я и коллеги такое предложение делали еще несколько лет назад. Причем были подсчеты. И если брать совокупные затраты на эксплуатацию электричества по сравнению с газом, то электричество даже выходит выгодно», – считает первый замглавы комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов.
Давление газа в бытовой сети строго ограничено. В жилые помещения нельзя подавать газ под давлением выше 0,05 атмосферы. Считается, что в случае возникновения неисправности при таком давлении газ выходит из трубы достаточно медленно, что дает возможность устранить неисправность прежде, чем произойдет взрыв.
В газовых баллонах, устанавливаемых на автомобили, давление многократно выше. Рабочее давление пропан-бутана – 16 атмосфер, метана – 250 атмосфер. При таких условиях для выхода газа достаточно самого малого нарушения герметичности оборудования. Возгорания и взрывы транспорта, с газовым оборудованием снимаются очевидцами на мобильные телефоны и публикуются в соцсетях. Зрелище не для слабонервных!
Можно возразить – газобаллонное оборудование имеет сертификаты, согласно которым гарантируется безаварийная работа. Современные баллоны изготавливаются из композитных материалов исключительной прочности, а электронное оборудование должно мгновенно перекрывать магистраль при обнаружении утечки. Но, между прочим, граната Ф-1, в народе называемая лимонкой, тоже достаточно безопасна при грамотной эксплуатации. Но ведь гранаты не продаются в открытом доступе! Хотя самая мощная граната не сможет обрушить жилой дом, а вот газ – вполне.
Заставить всех частных владельцев газобаллонного оборудования регулярно выполнять все положенные регламентные работы невозможно ни в теории, ни на практике. Чиновники, голосующие за газомоторное топливо, возможно, обслуживают свои автомобили в специализированных салонах. Но реальность такова, что значительная часть населения ремонтирует машины в своих гаражах или в полуподпольных автосервисах. И хорошо еще, если делают это в трезвом состоянии. А в баллоне – 200 атмосфер...
Что касается цены, то тут есть один подвох. Сейчас моторный газ стоит недорого, но ситуация может в любой момент измениться. К примеру, прямо перед Новым годом газ на заправочных станциях подорожал на 30% – с 14 до 18 рублей.
Пожалуй, единственный эффективный и безопасный способ использования природного газа – сжигание на тепловых электростанциях. Электростанций в России менее 400, в то время как автомобилей больше 50 млн. На сотне объектов возможно обеспечить контроль безопасности, на миллионах – никак. Понятно, что одномоментно отказаться от газа нереально, в старых домах еще много лет будут эксплуатироваться газовые плиты. Но отказаться от дальнейшего распространения потенциально опасного газового оборудования вполне возможно.
комментарии(0)