Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images
Проправительственный ВЦИОМ опубликовал сенсационные данные о покупках россиян в 2018 году и об оживлении потребительских настроений в 2019 году. На основе репрезентативного всероссийского опроса социологи узнали, что 9% от всего взрослого населения купили себе автомобиль в 2018 году. Этот показатель абсолютно не соответствует достоверной статистике продаж новых и подержанных автомобилей в прошлом году. Тем не менее социологи утверждают, что их опросы зафиксировали подъем потребительских настроений.
По данным Росстата, в стране пять лет падали реальные доходы населения. И пока нет особых надежд, что и в 2019 году мы увидим изменение ситуации.
На этом фоне весьма неожиданно выглядят опросы россиян о реально совершенных ими покупках в 2018 году.
Около 9% взрослых граждан РФ утверждают, что они «приобрели для себя, своей семьи в 2018 году» автомобиль. Опрос проводился в конце января 2019 года среди россиян старше 18 лет. Выборка из 1600 респондентов была построена на основе полного списка телефонных номеров на всей территории РФ. Максимальная ошибка результатов с вероятностью 95% не превышает 2,5% – утверждают во Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Если учесть, что в РФ проживают около 115 млн граждан старше 18 лет, то получается, что более 10 млн из них купили в прошлом году автомобиль. Но этот показатель никак не соответствует статистике продаж новых или подержанных автомобилей. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в РФ в прошлом году было продано 1,8 млн новых машин. И еще около 2,2 млн подержанных машин могли сменить владельца – сообщило агентство «Автостат». Выходит, что в действительности в РФ было продано или перепродано 4 млн автомобилей, а рассказывают об этих покупках более 10 млн человек. Похоже, что граждане РФ относят к себе приобретение автомобиля одним из родственников. Так, бабушка заявляет социологам о том, что она купила автомобиль, хотя в действительности машину купил ее внук или невестка. С учетом этого фактора конкретные цифры в опросах о потреблении носят весьма условный характер.
«В Росии около 58 млн семей, и 9% соответствует примерно 5,2 миллиона семей», – напоминает руководитель центра социально-экономических исследований Института социологии управления Олег Чернозуб. При таком расчете разница с реальными продажами уже не выглядит столь значительной.
Россияне в наступившем году проявляют больший интерес к дорогостоящим покупкам, в частности квартиры и автомобиля, а также к покупке туров для отдыха, говорят сотрудники ВЦИОМа.
Каждый десятый россиянин планирует приобрести в этом году автомобиль или квартиру (дом). В прошлом году аналогичные покупки совершили 9 и 6% наших сограждан соответственно, сообщает ВЦИОМ.
«Судя по нашим данным, в потребительских настроениях россиян наметилось оживление. Некоторые группы товаров переживают спад (видеокамеры, фотоаппараты, дачи). То, что наши исследования «видят» это явление, хорошо известно специалистам данных рынков. Это лишний раз подтверждает надежность полученных данных. Тем интереснее тот факт, что по остальным товарным группам намечается рост. Если он окажется устойчивым – это очень хороший сигнал для экономики», – говорит Олег Чернозуб.
«Любой опрос характеризует скорее настроение, чем дает реальные цифры продаж», – отмечает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев. По его словам, необычно высокая доля тех, кто сообщил о покупке автомобиля, объясняется эффектом отложенного спроса, который сегодня и формирует автомобильный рынок в РФ.
Еще одним объяснением автомобильного парадокса может быть особенность владения и использования автомашин в РФ. «У автомобиля может быть один владелец, а пользоваться им могут и другие люди по разрешению хозяина», – говорит доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. Она напоминает, что в денежном выражении рынок новых легковых автомобилей в 2018 году вырос на 21%, что выше прошлогодних показателей.
комментарии(0)