1
3776
Газета Экономика Интернет-версия

13.02.2019 19:49:00

Финансовые грабли ждут новых губернаторов

Расходы на нацпроекты могут создать риски для субъектов Федерации

Тэги: регионы, долги, нацпроекты, минфин


регионы, долги, нацпроекты, минфин Благодаря усилиям Минфина регионам удалось снизить за год долги на 109 миллиардов рублей. Фото Льва Исраеляна

С 14 февраля участники Российского инвестиционного форума в Сочи будут обсуждать перспективы реализации нацпроектов. Пятую часть от всех расходов на нацпроекты должны будут профинансировать региональные бюджеты. И эта сумма вдвое превышает уже накопленные долги субъектов Федерации. Эксперты гадают – где губернаторы будут искать источники финансирования нацпроектов. Ведь для выполнения прошлых майских указов региональным властям пришлось залезть в долги, которые на сегодня превышают 2 трлн руб.

Российские регионы заметно сократили в 2018 году свою совокупную задолженность. По данным Национального рейтингового агентства (НРА), в 2018 году совокупный госдолг регионов снизился на 4,7% – до 2,2 трлн руб., что стало лучшим результатом за последние пять лет. 

Снижение госдолга зафиксировано в 66 российских регионах, но в 16 он вырос. Суммарный госдолг регионов снижается уже второй год подряд, в 2017-м он сократился на 1,6%, тогда как в 2016 году вырос на 1,5%, в 2015-м рост составил 11%, а в 2014 году – 20,3%. Долги на 42,6% состоят из бюджетных кредитов, доля банковских кредитов осталась на уровне 28,8%, доля государственных долговых ценных бумаг за год выросла с 23,7 до 25%. 

Аналитики отмечают, что благодаря усилиям властей, в том числе и федеральных, за 2018 год удалось с пяти до одного сократить число регионов, где долговая нагрузка превышает объем доходов бюджета. На начало 2019 года в Мордовии долг превышал доходы в 2,1 раза. У идущей на втором месте в этом антирейтинге Костромской области соотношение составляет 95%. А чемпионами по этому показателю в России являются Сахалинская область и город Севастополь – 0% (у Москвы – 1,4%).

По мнению НРА, ситуация с динамикой госдолга регионов могла быть еще более позитивной, но регионы традиционно набрали новых долгов под конец года, в декабре. В этом замечены 36 регионов, из-за которых суммарная долговая нагрузка регионов выросла на 7,4%. «Склонность к привлечению заемных средств в декабре может свидетельствовать о низком качестве финансового планирования в регионах, а также о том, что для многих регионов госдолг по-прежнему остается инструментов латания бюджетных дыр, а не источником финансирования проектов развития», – говорится в отчете НРА.

«Снижение совокупного госдолга связано с системной и очень жесткой политикой федерального Минфина. Во-первых, несколько лет подряд коммерческие кредиты целенаправленно заменялись на бюджетные. Во-вторых, для самых крупных должников проводилась реструктуризация, что вызвало справедливое недовольство у регионов, которые вели жесткую кредитную политику и не набирали долги. Наконец, в-третьих, Минфин постоянно вводит ограничения для должников, вплоть до внешнего финансового управления», – сказал «НГ» член комитета по бюджету и налогам Госдумы Михаил Щапов (в 2018 году в качестве эксперимента Мордовия, Костромская область и Хакасия были переведены на жесткий казначейский контроль расходов. – «НГ»).

«Регионы возвращают задолженность, у них появились на это средства. За январь–сентябрь прошлого года доходы бюджетов выросли более чем на 12%. Это связано с получением налогов на доходы физических лиц с тех самых зарплат бюджетников, которые выросли по предыдущему майскому указу 2012 года. Произошел рост доходов бюджетов регионов (на 13–14%) от отчислений по налогу на прибыль. И, кроме того, на 12% выросли трансферты. Это все и помогло», – пояснила ситуацию «НГ» директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

«Никакого существенного оздоровления экономик регионов пока не наблюдается, – считает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. – Стремительное сокращение госдолга в регионах связано с развертыванием программы бюджетных кредитов на чрезвычайно выгодных условиях – по ставке 0,01% годовых. Но для получения такого кредита регионы должны выполнять план по сокращению задолженности, что и заставило многих (но не всех) изыскивать пути для скорейшего сокращения уровня своего госдолга. С 1 января 2018 года была запущена программа реструктуризации бюджетных кредитов регионов, которая продлится семь лет и на которую выделено 55 млрд руб. По условиям программы в первые два года регионам нужно будет выплачивать каждый год только 5% своего долга, что, по оценке президента, позволит субъектам высвободить около 438 млрд руб.».

«Надолго ли этот праздник? – задается вопросом Зубаревич по поводу победных реляций о снижении регионами задолженности. – Резкий рост задолженности ведь тоже был связан с предыдущим майским указом, когда регионы не могли найти средства на его выполнение и стали резко наращивать бюджетное кредитование. Сейчас в связи с объявленными планами об участии регионов в реализации проектов по новому майскому указу цикл может повториться. «Все доходы регионов составляют около 11 трлн руб. в год, а в опубликованных в понедельник правительством материалах говорится, что вклад регионов в нацпроекты составит 4,9  трлн руб. за шесть лет, это по 800 млрд ежегодно. Это очень много. Как будут регионы с этим справляться – сказать трудно».

«Проблема в том, что в ближайшее время планируется отказаться от практики предоставления бюджетных кредитов, что вызовет всплеск обращений за деньгами в коммерческие банки, – говорит Щапов. – Минфин уже сейчас пытается предусмотреть эту ситуацию, но по-своему: в нашем комитете рассматривается законопроект об ужесточении правил обращения с долгами для регионов. То есть вместо того чтобы помочь регионам, их еще больше ограничивают. Субъекты Федерации и так лишены источников дохода, им постоянно передают дополнительные полномочия, теперь еще и ограничивают возможность обращения к долговым ресурсам. В итоге это приведет к сокращению расходов. Лишних не осталось, поэтому «под нож» пойдут социальные объекты и региональные программы. На мой взгляд, вместо ужесточения требований по госдолгу Минфин должен либо расширить помощь регионам из федерального бюджета, либо вернуть в субъекты Федерации налоговые доходы».

Ранее директор департамента межбюджетных отношений Минфина России Лариса Ерошкина в интервью ТАСС рассказывала, что 2018 год стал первым, когда действует программа правительства по  реструктуризации бюджетных кредитов 73 регионов: если раньше они  ежегодно гасили от 30 до 70% объема полученных бюджетных кредитов, то в 2018–2019 годах этот объем составляет 5%,  в 2020 году – 10%, а в оставшиеся четыре года – по 20%. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Образовательная миграция разделила страну на три неравные части

Образовательная миграция разделила страну на три неравные части

Михаил Сергеев

Только 12 регионов РФ из 89 стали центрами притяжения для студентов и абитуриентов

0
1170
Главу Минфина Украины обвинили в саботаже финансирования бюджета

Главу Минфина Украины обвинили в саботаже финансирования бюджета

Наталья Приходко

Премьер-министр сообщил о сокращении коррупции в стране с 70 до 15%.

0
1798
У программы долгосрочных сбережений есть краткосрочная цель

У программы долгосрочных сбережений есть краткосрочная цель

Михаил Сергеев

Пенсионные фонды увеличивают финансирование растущего госдолга

0
2114
От новых школ до спорта и экопроектов

От новых школ до спорта и экопроектов

Галина Грачева

Как нефтяники помогают регионам создавать современную инфраструктуру для развития детей

0
2428

Другие новости