Нефтепереработка в России постепенно становится глубже и «чище». Фото с сайта www.gazprom.ru
В конце марта официально завершается действие соглашения с нефтяниками о замораживании цен на бензин. В ноябре правительство обязало нефтяные компании заморозить оптовые цены на бензин и дизельное топливо до 31 декабря на уровне июня 2018 года, а с января по 31 марта 2019 года – удерживать их рост на уровне прогнозируемой в стране инфляции. Ситуация на топливном рынке может измениться в связи с началом второго этапа налогового маневра в нефтяной отрасли.
По данным Росстата, цены на АЗС в конце февраля и с начала марта держатся в среднем по стране на уровне 44 рубля с копейками. Например, стоимость АИ-92 опустилась к 11 марта на 1 копейку до 41,7 руб. Однако подспудно ситуация опять грозит переменами.
С начала 2019 года начата реализация второго этапа налогового маневра в нефтяной отрасли и введен налог на дополнительный доход. Предусмотренные в 2019 году для сдерживания внутренних цен на топливо демпфирующие механизмы соглашения перестали удовлетворять нефтяников, так как несут им убытки. Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов оценил потери российских нефтяных компаний с начала этого года от продажи топлива на внутреннем рынке в условиях более выгодной экспортной альтернативы в 50 млрд руб., из них 15 млрд – это потери из-за демпфирующего механизма.
Против корректировки механизма выступает Минфин. По его мнению, «пересматривать механизм демпфера с корректировкой в пользу нефтяных компаний и в ущерб для государственного бюджета нецелесообразно». Согласовать с нефтяниками спорные вопросы вице-премьер Дмитрий Козак обещал не ранее конца текущей недели, точнее, он обещал «пообсуждать» их.
Тем временем аналитики Института Гайдара и Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) в своем исследовании ключевых трендов в нефтяном секторе в 2018 и 2019 годах (опубликовано в рамках мартовского Мониторинга экономической ситуации в России) отметили, что под влиянием проведенного в нефтяном секторе первого этапа налогового маневра (2015–2018) наметились тенденции сокращения производства и экспорта мазута, за счет чего сократились объемы переработки нефти, но зато серьезно повысилась ее глубина. В условиях повышения мировых цен добыча нефти в России в 2018 году достигла максимума за постсоветский (с 1989 года) период – 556 млн т, говорится в исследовании. Эта цифра близка к историческому максимуму в 569,4 млн т, достигнутому в 1987 году.
Отмечается, что суммарный экспорт нефти и нефтепродуктов составил в минувшем году 410 млн т (то есть на внутренний рынок идет только четверть добываемого сырья, это вдвое меньше, чем в советский период). Первый этап налогового маневра стимулировал углубление нефтепереработки и сокращение менее эффективного экспорта мазута, говорится в мониторинге. Глубина переработки нефтяного сырья постоянно росла начиная с 2010 года (маневр начался с 2015 года). Тогда она составляла 71,1%, в 2014-м выросла до 72,4%, а в 2018-м была уже на уровне 82,1%, что является историческим максимумом. Возможно, эта тенденция сохранится и в 2019 году. По крайней мере во время пуска фактически нового завода по производству топлива в Татарстане в феврале в присутствии президента Владимира Путина генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов рассказывал, что теперь предприятие вообще не выпускает «темных» нефтепродуктов, а высококачественным бензином «Евро-5» будут снабжаться все АЗС республики (раньше половина топлива была «импортная», из других регионов). Кроме обычных 92 и 95-го бензинов в Татарстане теперь выпускают и бензин с октановым числом 100, предназначенным для спортивных автомобилей.
Мониторинг экономической ситуации отмечает, что с 2014 по 2018 год производство бензина и дизельного топлива в стране увеличилось, а производство мазута сократилось на 37,2%. Доля направляемой на переработку нефти в ее добыче снизилась с 55,9 до 52,3%. Экспорт нефтепродуктов уменьшился на 8,9%. Впрочем, в 2018 году суммарный экспорт нефти и нефтепродуктов увеличился до 410,3 млн т, или на 2,3%, по сравнению с предыдущим годом, этот показатель близок к историческому максимуму, достигнутому в 2015 году, – 416 млн т.
«До налогового маневра росла переработка, росло производство мазута, а мазут экспортировался. Его стоимость как наименее ценного продукта нефтепереработки на мировом рынке ниже, чем сырой нефти, и, поскольку экспортные пошлины на мазут были ниже, чем на сырую нефть, нефтяникам было очень выгодно увеличивать объем переработки, получать дешевый мазут, его экспортировать при низких пошлинах. И эта система действовала много лет, вплоть до начала налогового маневра в 2015 году», – сказал «НГ» завлабораторией экономики минерально-сырьевого сектора Института Гайдара Юрий Бобылев.
«Добыча выходит на максимум из-за ранее сделанных инвестиций, эти рекорды не стоит воспринимать как что-то, способное само по себе повторяться из года в год, – считает эксперт Финансового университета и ФНЭБ Станислав Митрахович. – В перспективе без реформирования налоговой системы в более выгодную для нефтяного бизнеса сторону Россию ждет снижение добычи. Придется вводить в эксплуатацию более дорогие месторождения, для чего потребуются дополнительные затраты, а чтобы их окупить, неизбежно потребуются дополнительные налоговые льготы». По мнению эксперта, планомерно реализуемый «налоговый маневр», означающий де-факто увеличение налогообложения нефтяных компаний и сокращение таможенных субсидий для переработчиков, приводит к тому, что переработка становится менее выгодной, тем более на фоне роста акцизов на нефтепродукты и фактического запрета на существенное повышение цен на розничном рынке. «Кабмину приходится действовать согласно логике тришкиного кафтана, пытаясь компенсировать нефтяникам-переработчикам часть убытков через непростые схемы обратного акциза и демпфера. Схемы оказываются действительно сложными, запутанными и компании все равно не устраивают. Бизнес все равно будет требовать либо разрешения на повышение цен на нефтепродукты до уровня экспортных рынков, условно Украины или Турции, либо коррекции формулы обратного акциза и демпфера», – сказал «НГ» Митрахович.
Ведущий аналитик по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Филипп Мурадян говорит, что завершение налогового маневра само по себе нейтрально для нефтеперерабатывающей отрасли в целом и не должно оказать влияния на потребительские цены на топливо. «При этом демпфирующий механизм на топливном рынке, который изначально не предполагалось внедрять в рамках маневра, на наш взгляд, может стимулировать НПЗ повышать действительные цены реализации. Мы ожидаем, что в конечном счете этот механизм будет отменен в пользу установления плавающего акциза на топливо, который должен зависеть от рублевой цены на нефть на мировых рынках и заменить действующие фиксированные ставки акциза. Таким образом, в случае роста рублевых цен на нефть (а это основная причина роста цен на бензин в России в 2018 году) уменьшение ставки акциза компенсирует повышение экспортного нетбэка на топливо, не допустив его удорожания для конечного потребителя», – сказал «НГ» Мурадян.
комментарии(0)