0
7061
Газета Экономика Интернет-версия

25.03.2019 19:43:00

Немцы советуют русским догнать и перегнать Финляндию

Отечественное машиностроение оказалось на 23-м месте в мире

Тэги: машиностроение, доходы


машиностроение, доходы На российских предприятиях можно увидеть как довоенные станки, так и современное оборудование. Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

По уровню доходов машиностроение Росии в 2018-м заняло 23-е место в мире с долей рынка 0,6%, и ему предстоит догонять и перегонять Финляндию и Чехию, пишут журналисты немецкого портала Deutsche Welle (DW). При этом они опираются на доклад Объединения немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования (VDMA). Отечественные эксперты обращают внимание на то, что аналогичных российских исследований не проводилось, но они согласны с картиной, нарисованной VDMA.

По данным  VDMA, которые приводит немецкий портал DW, всего пять стран делят между собой 72% мирового рынка машин и оборудования общей стоимостью в 2,6 трлн евро. 

Глобальным и бессменным с 2009 года лидером является Китай, который обеспечил себе долю в 32,9%. На втором месте идут США с долей в 12,8%. Затем следуют Германия (11,4%), Япония (10,2%) и Италия (4,8%). В топ-10 входят также Южная Корея, Великобритания, Франция, Индия и Нидерланды.

Центром мирового машиностроения окончательно стала Азия. По подсчетам VDMA, в прошлом году производители из азиатских стран обеспечили уже более половины глобальной выручки отрасли: 1,34 трлн евро (из них на Китай пришлись 856 млрд). Почти в два раза меньше, чем азиатские компании, выручили фирмы из 27 стран Евросоюза (без собирающейся выйти из него Великобритании): 694 млрд евро. Вместе с тем, отмечает VDMA, доходы производителей из ЕС оказались в два с лишним раза выше, чем у машиностроителей США (334 млрд евро).

На этом празднике жизни машиностроение России по стоимости произведенной продукции заняло по итогам 2018 года лишь 23-е место с долей рынка 0,6% (15,6 млрд евро). Впереди оказались Финляндия, Чехия, в БРИКС Россию опережают все, кроме ЮАР.

Россия поставила перед собой амбициозную цель до 2024 года войти в первую пятерку стран по размеру ВВП. Но с учетом никак не уменьшающейся доли энергоресурсов в выручке страны задача эта будет выполняться традиционным способом – наращиванием экспорта газа и нефти. В майском указе президента Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» отмечена необходимость ускорения технологического развития страны, формирования несырьевого глобально конкурентоспособного сектора. В соответствии со Стратегией научно-технологического развития до 2030 года поставлена цель увеличения доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны. Однако на встрече президента с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым в конце февраля много говорилось о росте производства грузовых вагонов, строительной дорожной техники, легковых автомобилей. Немецкие журналисты обращают внимание: специфика статистики VDMA состоит в том, что она не охватывает готовые автомобили, самолеты, суда или, скажем, танки, но она учитывает моторы, узлы, детали, которые используются в этой технике, а также станки, с помощью которых все эти компоненты изготавливаются. Абсолютизировать цифры VDMA не стоит, но они  красноречиво говорят о расстановке сил в отрасли.

По данным национального доклада «Высокотехнологичный бизнес в регионах России», представленного РАНХиГС, Ассоциацией инновационных регионов России и Интерфаксом, по доле высокотехнологичных и среднетехнологичных видов деятельности в обрабатывающей промышленности Россия занимает скромное 48-е место в мире (в 2016-м было 44-е), уступая всем странам БРИКС и многим восточноевропейским государствам. В докладе отмечается, что из России экспортируется менее 0,5% от высокотехнологичной продукции мира, причем преимущественно в сфере военных технологий, а доля высокотехнологичного импорта превышает 60%. По данным VDMA, в 2017 году РФ продала в ЕС машин и оборудования на 692 тыс. евро, а приобрела там машиностроительной продукции на 15 млрд евро.

Эксперты сожалеют, что в России не проводятся подобные независимые исследования, и признают, что указанное российскому машиностроению место в мировой табели вполне логично. Они сетуют, что чиновники поддерживают отрасль скорее на словах, а реальной поддержки явно недостаточно, чтобы отрасль могла сказать весомое слово в прорывном развитии экономики страны.

«Россия борется за развитие машиностроения усилиями тех, кто в нем работает, и словами чиновников. На деле проводится политика, которая не помогает, а мешает отечественному машиностроению: поднимаются налоги, ужесточается их администрирование, на высоком уровне держится ключевая ставка. Страна так стремились в ВТО, открывая рынок для конкурентов. Небольшая поддержка отрасли оказывается, но ее уровень никак не отвечает серьезным задачам. Так что при такой политике прорывное развитие, на мой взгляд, невозможно», – сказал «НГ» сопредседатель Московского экономического форума Константин Бабкин.

«К сожалению, у нас нет подобных независимых исследований, но в целом картина, нарисованная VDMA, выглядит вполне логичной, хотя она учитывает только станки и компоненты, с которыми в России дела традиционно обстоят очень неважно, – считает председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. – Даже хорошо развитый оборонно-промышленный комплекс России до сих пор сильно зависит от импортных компонентов. Российские заказчики по-прежнему лояльны к своим иностранным поставщикам, и их можно отчасти понять – наладить собственное производство высокотехнологичных деталей в современных российских условиях без мощной поддержки государства очень сложно».

«Отставание вызвано общей экономической ситуацией в стране и существующей конструкцией госуправления. Создавать продукцию высоких переделов оказывается невыгодным», – продолжает Андриевский. По мнению эксперта, при нынешнем состоянии отечественного машиностроения шансы на прорывное развитие в экономике страны очень небольшие.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Санкции США вернут нефтегазовые доходы России на уровень 2023 года

Санкции США вернут нефтегазовые доходы России на уровень 2023 года

Ольга Соловьева

Новые рестрикции ограничат поставки отечественных энергоносителей на азиатские рынки

0
2634
Кому в России потреблять хорошо

Кому в России потреблять хорошо

Анастасия Башкатова

Фрукты, стоматолог и своя комната у каждого члена семьи – россияне описали, что такое режим "Комфорт"

0
3317
Госдума грозится совсем разорить иноагентов

Госдума грозится совсем разорить иноагентов

Иван Родин

На спецсчета с ограниченным доступом переведут все внутрироссийские доходы

0
3021
На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
3433

Другие новости