Во вторник вице-премьер РФ Дмитрий Козак провел совещание с представителями нефтяных компаний. Как сообщил глава Минэнерго РФ Александр Новак, нефтяники согласились с необходимостью продлить действие соглашения о стабилизации топливного рынка еще на один квартал – до конца первого полугодия 2019 года. В обновленном варианте соглашения могут быть снижены темпы увеличения поставок топлива на внутренний рынок, однако пока не принято решение насколько они будут сокращены. «По поводу объема поставок на внутренний рынок мы сейчас в рамках продления соглашения, посмотрим», – сказал министр.
Также приятно решение изменить один из элементов формулы демпфирующего механизма - базовую цену топлива. «Снижение планки до 51 тысячи рублей за тонну по бензину и до 46 тысяч рублей по дизтопливу», - сказал Александр Новак. Однако, по мнению экспертов, это минимальные изменения, которые вряд ли повлияют на эффективность механизма и изменят ситуацию в нефтепереработке, которая терпит сейчас существенные убытки.
Четыре месяца назад правительство РФ договорилось с нефтяными компаниями о сдерживании цен на топливо. 31 марта 2019 года действие соглашения истекает. При этом, чтобы предотвратить рост внутренних цен на нефтепродукты или возникновение их дефицита, с 1 января с.г. была введена принципиально новая система обратного акциза на нефть с демпфирующей надбавкой, которая, по идее, должна была снизить влияние мировых цен на нефть на внутренний рынок топлива. Но, судя по всему, идея дала сбой.
В середине февраля вице-премьер РФ Дмитрий Козак говорил, что нефтяные компании просят скорректировать механизм «демпфера». Уже тогда глава «Газпром-нефти» Александр Дюков заявлял, что система с отрицательным акцизом и «демпфером» негативно влияет на производство бензинов. «Экономика дает сигналы нефтепереработчикам снижать объемы производства товарных бензинов и увеличивать производство прямогонных бензинов. Мы этого не делаем, но сигналы такие видим, и их нужно учитывать для стабильности внутреннего рынка», – говорил он.
Глава «Татнефти» Наиль Маганов, в свою очередь, называл механизм обратного акциза на нефть и «демпфер» сложной и запутанной системой, не всегда отвечающей реалиям рынка, и заявлял, что на долгосрочную перспективу ее нужно пересматривать. Его поддержал и первый вице-президент «Роснефти» Павел Федоров, подчеркивавший, что необходимо донастроить демпферный акциз на нефть. При этом потери нефтяной отрасли от сдерживания цен на топливо и действия «демпфера», по словам главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, на данный момент составляют 50 млрд руб.
Не секрет, что производство бензина в России сейчас убыточно: все нефтеперабатывающие заводы (НПЗ), ориентированные на его выпуск с последующей поставкой произведенной продукции на внутренний рынок, как свидетельствует анализ исследовательской группы «Петромаркет», генерируют отрицательную маржу переработки. И именно «демпфером», который вместо того, чтобы компенсировать НПЗ убыточность поставок бензина на внутренний рынок, ее только увеличивал, был усилен негативный эффект. Так, в январе-феврале бензиновая составляющая демпфирующей надбавки оказалась отрицательной, и производители были вынуждены «доплачивать в бюджет» за каждую тонну реализованного на рынке продукта: 3600 руб. за тонну в январе и 1800 руб. за тонну в феврале, оценили в «Петромаркете».
Чтобы АЗС имели хотя бы нулевую маржу, розничные цены придется поднять более чем на 4 руб. за литр, или на 10% от текущего уровня. Если же регулятор заставит операторов АЗС придерживаться текущего уровня цен (что более вероятно), то чистая маржа розничной торговли окажется существенно отрицательной, считают в «Петромаркете».
Приходится констатировать, что в текущих обстоятельствах свобода экспорта автобензина и низкие цены на продукт – «две вещи несовместные». Решение проблемы лежит в корректировке формулы для расчета бензинового «демпфера». Его нужно перевести в положительную зону, а также обеспечить компенсацию производителям автобензина хотя бы половины дисконта в отпускной цене относительно экспортного нетбэка. В этом случае рост цен в опте хоть и произойдет, но куда более скромный. Это позволит продавать автобензин на АЗС хотя бы с минимальной прибылью даже при фиксации розничной цены на текущем уровне», – подчеркивают эксперты «Петромаркета». Они отмечают, что убыточность производства автобензина соседствует на рынке с высокой маржинальностью независимых сетей АЗС, которые не присоединились к соглашению о сдерживании цен на топливо.
Сходные оценки и у аналитиков Vygon Consulting. По их данным, налоговый маневр с начала года принес нефтяникам 55 млрд руб. убытков. Эксперты отмечают, что убытки нефтекомпаний приведут в итоге к снижению поступлений в бюджет страны.
Предложенная правительством РФ формула компенсации (обратный акциз) оказалась неэффективной: в январе 2019 года внутренние цены на бензин были ниже цены отсечения, и – по формуле – производителям бензина пришлось уплатить в бюджет 10 млрд руб., подсчитали в Vygon Consulting.
«Новая система налогообложения нефтепереработки стала настолько сложной, что понять, как она работает, можно только ретроспективно», – считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. По его словам, проблема в том, что до реформы в отрасли не было единого понимания, как налоговый маневр повлияет на рентабельность нефтепереработки.
«Безусловно, это соглашение нанесло очень серьезный удар по экономике нефтяных компаний, – говорит член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной платы РФ Рустам Танкаев. – И особенно по тем, кто производит бензин. Как мы сейчас видим, ситуацию искусственно запутали. На самом деле ситуация очень и очень простая. С нового года были повышены три налога и два тарифа – налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых благодаря налоговому маневру, и очень резко вырос акциз, кроме этого выросли тарифы на перевозку по железной дороге нефтепродуктов и на перекачку нефти по системе «Транснефти».
Все это вместе должно было обеспечить рост цен на бензин примерно на 7 руб. за литр в среднем по стране, подчеркивает эксперт: «Но не обеспечило, потому что цены были зафиксированы. Откуда взялись деньги? Кто их заплатил? Заплатили их производители бензина. То есть фактически производство бензина стало убыточным в стране. Сейчас оно приносит убытки, и эта ситуация продолжаться долго не может. Компании пытаются что-то сделать – ввести дополнительные виды сервиса на заправочных комплексах для того, чтобы получать прибыль не от продажи бензина и компенсировать убытки за счет других источников, но это пока мало что дает».
По мнению Танкаева, и рост акциза, и демпфирующий механизм, «запутанный какими-то дикими формулами», – абсолютно неправильные действия правительства. «Если вы отбираете налоги в виде акциза, то зачем их возвращать? – задается вопросом эксперт. – Вы уж лучше их тогда просто не отбирайте. Причем разумно было бы, если мы хотели добиться экономического роста в стране, просто полностью отказаться от акциза. Акциз – это маленькие деньги для бюджета. В той ситуации, в которой мы сейчас находимся, когда бюджет профицитен, акциз, который дает всего-то 300 млрд руб. в бюджет, а профицит превышает 2 трлн, акциз можно было бы отменить, и это дало бы серьезный импульс к развитию экономики и способствовало бы смягчению социальной ситуации внутри России».
комментарии(1)
0
dlz 00:30 27.03.2019
Если никто не понимает экономику производства нефтепродуктов, нужно провести анализ консолидированной отчетности всего вертикального интегрированного комплекса по общепринятым международным стандартам. У бухгалтеров и экономистов отрасли проблем нет. Аудит решает проблемы однозначным образом. Если этого не хотят делать, значит, кому то выгодно скрывать правду.