Средне-Волжский механический завод одним из первых включился в работу по повышению производительности труда. Фото со страницы Министерства промышленности и торговли Самарской области в Twitter
Национальный проект по повышению производительности труда и поддержке занятости – один из самых дешевых для бюджета. За шесть лет на него планируется потратить около 52 млрд руб. Львиная доля этих средств пойдет на адресную поддержку повышения производительности на отдельных предприятиях – участниках программы. По плану властей, этих средств должно хватить, чтобы уже с 2024 года производительность труда в России росла на 5% в год. Однако расчеты оператора нацпроекта Федерального центра компетенций (ФЦК) говорят о том, что как и сама производительность труда, так и ее вклад в рост экономики может не оправдать ожиданий.
Если смотреть на структуру источников финансирования нацпроекта, то львиная доля (45,7 млрд руб.) будет выделена из федерального бюджета, 0,8 млрд должны будут вложить регионы РФ, и еще 5,6 млрд пойдут из внебюджетных источников.
Нацпроект содержит три федеральных проекта, из которых на первый – «Системные меры по повышению производительности труда» – планируется направить 5,5 млрд руб. Он, в частности, должен включать снижение административных барьеров, повышение доступа предприятий к финансированию, утверждение специальных мер по поддержке экспорта.
На второй проект – «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» – планируется выделить уже 12,7 млрд руб. Повышать эффективность российского рынка труда власти надеются за счет «планирования спроса на трудовые ресурсы, обеспечения переобучения высвободившихся кадров и поддержки граждан в трудоустройстве».
Третий проект требует самого солидного финансирования. На адресную поддержку повышения производительности труда на предприятиях истратят почти 34 млрд руб. за весь срок действия программы. Оказываться эта поддержка будет непосредственно на предприятии, где «создаются индивидуальные решения по росту производительности труда за счет устранения различных видов потерь», объясняет оператор федеральной программы «Федеральный центр компетенций».
Для того чтобы участвовать в проекте, предприятиям необходимо соответствовать ряду критериев. В частности, объем годовой выручки должен составлять от 400 млн до 30 млрд руб.; потенциал роста производительности труда на предприятии должен быть не ниже 10%; они должны принадлежать к четырем базовым несырьевым отраслям (обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт и строительство); доля иностранного капитала не должна превышать 25%.
Основная же задача нацпроекта – ускорение темпов роста производительности на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей с 1,4% в 2018 году до не менее 5% в год к 2024-му. В целом за шесть лет в программе адресной поддержки должны принять участие не менее 10 тыс. средних и крупных предприятий.
Однако если в целом по РФ, согласно планам властей, производительность труда должна расти на 5% в год, то для 10 тыс. участников адресной поддержки критерии более жесткие. За первый год вхождения в программу они должны увеличить этот показатель на 10%, за второй – на 15%, за третий – на 30% (накопленным итогом). Причем поставленных целей должны достичь 95% участников, надеются в ФЦК. Ориентир оператора – в среднем производительность труда компаний-участников должна увеличиться на 22,4% к 2024 году.
В ФЦК признают, что в итоге показатели могут оказаться заметно ниже. Разброс оценок роста к 2024 году составляет от 7 до 34%. И в случае низкого роста производительности (30% участников) общий вклад в рост производительности в РФ окажется уже около 0,2%.
Сам ФЦК действует с конца 2017 года, и в первый год к проекту присоединилось семь регионов, в 2018-м – еще девять. В текущем году к проекту должны присоединиться еще 19 субъектов РФ. Однако как изменилась производительность труда на предприятиях-участниках, в ФЦК пока не знают. «По прогнозам самих компаний, 70% из них в среднем покажут рост производительности на 10%», – уверен гендиректор ФЦК Николай Соломон.
При этом эксперты неоднократно подчеркивали сложность достижения поставленных целей. «Производительность труда в России остается на уровне, который в развитых странах был достигнут в 1980-х годах, то есть 30–40 лет назад», – признавал глава Счетной палаты Алексей Кудрин. «Выработка на одного работающего у нас примерно 23 долл. на час. Даже в Турции уже в 1,5 раза больше, у американцев примерно в три раза больше», – сетовал он.
Иностранные специалисты ранее фиксировали отставание РФ по росту производительности от основных стран. Так, в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) среднегодовой темп прироста производительности труда составлял в течение последних шести лет более 2%, а в РФ – менее 0,5%. И, чтобы догнать страны ОЭСР, Россия должна увеличивать показатель в среднем на 20% ежегодно (см. «НГ» от 05.02.19).
Фактически это же признают и в самой компании – операторе нацпроекта. «Роста производительности труда в среднем на 5% в год недостаточно, чтобы войти в пятерку (стран по объему экономики по паритету покупательной способности. – «НГ»)», – говорит Николай Соломон. При этом он подчеркивает, что при текущих показателях и 5-процентный рост производительности труда выглядит амбициозной задумкой.
Сдержанно оценивают задумки властей по ускорению производительности и эксперты «НГ». «Добиться производительности труда и ее повышения – это сложная, многофакторная задача. Не надо рассчитывать, что это можно сделать буквально сегодня-завтра или в течение нескольких лет», – говорит профессор РАНХиГС Александр Щербаков.
Аналитик компании «Финам» Алексей Коренев обращает внимание на то, что пока какой-либо корреляции между данными Росстата и количеством участников в федеральном проекте не наблюдается. «В 2018 году рост производительности труда составил 1,5% после роста на 2% в 2017 году. Ускорение начнется только с 2020 года, когда производительность вырастет на 1,8%. Вопрос: 16 регионов в программу добавилось – производительность улучшилась? Нет, она упала. И в текущем году, как уверяет Росстат, упадет, хотя количество регионов, участвующих в программе, еще увеличится», – указывает он. По его мнению, производительность труда вообще не может расти за счет программ, предусматривающих освоение бюджетных средств и последующие отчеты о том, куда потрачены деньги и сколько регионов в этом приняли участие.
«Производительность труда зависит от эффективности производств. А она, в свою очередь, включает в себя огромное количество параметров – начиная от изношенности и качества оборудования, использования современных высокотехнологичных процессов, профессиональных компетенций персонала и управленцев на всех уровнях и заканчивая элементарной конкуренцией. А какая может быть конкуренция, если львиная доля отечественного товара и услуг производится на госпредприятиях, которым не надо бороться за выживание?» – задается вопросом эксперт.
Прежде всего России не хватает законодательной стабильности и хороших законов, которые бы учитывали интересы бизнеса, а не только государства, продолжает управляющий партнер компании «2К» Тамара Касьянова. «Какой-то эффект от работы ФЦК будет. Но работа ФЦК тоже обходится в круглую сумму, и конечный эффект не может быть больше, чем если бы гражданам дали свободно зарабатывать в стабильной среде», – рассуждает она.
«Три основных фактора роста производительности труда – материально-технические, организационно-экономические и социально-психологические. Самым важным является первая группа факторов. Основной вопрос на повестке дня – технологическая революция. Обновление основных фондов! Переучиваться надо под современную технику! Закупать нужно только оборудование и технологии последнего поколения! Иначе деньги опять уйдут в песок», – считает доцент Российского экономического университета им Плеханова Фарида Мирзабалаева.Пока что речь скорее идет о сокращении пауз и ускорении процесса труда, что конечно важно, но это не повышение интенсивности труда, сомневается гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
«Повышением производительности труда должны быть озабочены сами предприятия, особенно в частном секторе. Здесь простой расчет – рост производительности ведет к снижению удельных затрат и делает компанию более конкурентоспособной», - отмечает управляющий директор агентства B&C Марк Шерман. ФЦК является структурой, которая должна выявить конкретные точки для изменения ситуации и дать направление развития правительству в ближайшие годы, считает эксперт компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. «Его работа должна иметь конкретный вид не только по фокусу направления изменений, но и отмечать ответственность конкретных принимающих решения лиц. Только выявление проблемы, ресурсов для ее решения, самого решения и определения итогов позволит произвести затраты на этот проект с максимальной эффективностью», - полагает он.
«Чтобы добиться серьезного роста производительности труда, конечно очень важно принятие национального проекта. Это даст возможность простимулировать интерес к повышению производительности труда, как со стороны компаний, так и со стороны федеральных и региональных властей», - полагает доцент Российского экономического университета им Плеханова Людмила Иванова-Швец. Но принятия и выделения даже таких финансовых средств недостаточно. «Важно заинтересовать в желании повышать производительность труда все организации во всех сферах деятельности», - подчеркивает она.
комментарии(1)
0
dlz 06:56 29.03.2019
Хм. Производительность обычно поднимают не мерами бюджетной политики, а мерами по разделению монополий, картелей и пресечению злоупотреблений, самоуправства и волюнтаризма.