Транспортные перевозчики жалуются на качество автобусов «НефАЗ»: они, как показывает практика, небезопасны для пассажиров и могут вспыхнуть в любой момент. Какие проблемы возникли с автобусами и какие регионы пострадали от некачественных поставок – разбирался корреспондент «НГ».
Как пишут «Новые известия» (19.04.19), «тревогу забили владельцы транспортных предприятий Казани. Они говорят, что, заходя в автобусы марки «НефАЗ», пассажиры рискуют жизнью: транспорт не соответствует техническим нормам и может загореться на ходу. Производитель и поставщик отрицают свою вину, а перевозчики уже хотят с ними судиться».
По данным издания, в октябре прошлого года власти Казани закупили 134 автобуса «НефАЗ» «на газу». Стоимость каждого из них – 8,7 млн руб. «Но автоперевозчики уже говорят, что эти автобусы представляют серьезную и внезапную опасность для жизни пассажиров, – пишут «Новые известия» (19.04.19). – А их планируют закупить и для московских маршрутов». Сами машины покупались за счет бюджета республики, которому это обошлось в 290 млн руб. Но перевозчиков обязали платить по 160 тыс. руб. в месяц за каждую машину, так как они приобретались в лизинг. Таким образом, благодаря государственной программе «Расширение использования природного газа в качестве газомоторного топлива» автотранспортные предприятия столицы Татарстана обновили свой автобусный парк.
Дело вроде бы хорошее, но, как выяснилось в ходе эксплуатации, у новых машин слишком много неполадок. «Каждое транспортное предприятие составляло письмо со списком «нерешенных проблем», которые необходимо исправить, – сообщает портал inkazan. ru. – Претензии отправили в НефАЗ, но, по словам перевозчиков, никаких мер принято не было. В новых машинах стало больше электроники, а вместе с тем и проблем».
«В новых автобусах электроника – мозг автобуса – прикреплена к днищу машины на улице. Но в наших погодных условиях это неправильно, здесь снег, лужи, ямы – провода обрываются, случается замыкание. А если один провод порвался, то приходится менять всю систему. Мы давно просим у завода добавить два метра провода и пустить его по обшивке салона, но нет, нас никто не слышит», – цитирует издание первого замдиректора ООО «Байлык № 3», депутата Госсовета Татарстана Руслана Юсупова.
Всего, по данным портала, «перевозчики отмечают 10 недочетов, среди которых и заклинивание тормозов, и перерасход газа, и нерешенный вопрос отопления в салоне. А самое опасное, что в новых машинах провода обтираются об кузов – в любой момент автобус может загореться».
На КамАЗе (НефАЗ входит в группу предприятий ПАО «КамАЗ»), естественно, все обвинения отрицают. «Все нарекания, которые возникают у эксплуатантов, мы оперативно решаем. Наши бригады выезжают и ремонтируют их, часто бывает, что поломки случаются не по нашей вине, а по вине перевозчиков», – отметил пресс-секретарь КамАЗа Олег Афанасьев.
Но у перевозчиков своя статистика и свои аргументы. Их приводят те же «Новые известия»: «Перевозчики рассказывают о пожаре в декабре 2018-го, когда автобус загорелся прямо в парковочном боксе. В предприятии ООО «Агромир» говорят, что из числа новых автобусов, полученных 13 октября, треть сразу оказались неисправными и не смогли выйти на линии. Они простояли две недели в сервисном центре, а 26 октября вернулись в автопарк, но в тот же день в одном из них сгорел замененный блок». А 8 декабря тот же автобус от случившегося замыкания загорелся, а вместе с ним гараж, склад, крыша соседнего здания, мойка и второй автобус вместе с погрузчиком. Пламя перекинулось и на двухэтажный офис.
При этом судебная экспертиза установила, что «технической причиной возгорания автобуса в ремонтном боксе явилось тепловое проявление электротока вследствие аварийной работы электрооборудования». При этом следователь в заключении отметил, что «низкое качество сборки, контроля качества способствовали возникновению пожара в автобусе». На КамАЗе, естественно, провели свою экспертизу и заявили, что очаг пожара образовался внутри бытового помещения, расположенного рядом с газовым автобусом «НефАЗ».
«Завод нам поставил некачественный товар, – говорит директор ООО «Агромир» Владимир Капитонов. – Новая модель – это недоработанная машина. У меня простой по гарантийным случаям ремонта за четыре месяца составил 168 машинных смен из 16 автобусов. Убытков на 4 млн. Основная причина поломок – это непродуманные конструкции автобуса, плохое отопление, идет деформация кузова, не открываются двери, постоянно срабатывает датчик АБС». По словам предпринимателя, «завод выпустил машину совсем не ту, которую мы ожидали».
Такие же проблемы могут коснуться и других регионов, в которые уже поставлены или будут поставляться автобусы данного производителя. Например, в конце прошлого года на поломки новых «НефАЗов» (из-за чего пришлось перераспределять подвижной состав между городскими маршрутами) жаловалось руководство Керчи.
Глава администрации Керчи Сергей Бороздин тогда, говоря о ситуации, напомнил: в августе 2016 года по договору сублизинга в «Керчьгортранс» поступили 40 «НефАЗов». «Уже в начале 2017 года два автобуса вышли из строя из-за поломки двигателя, в дальнейшем неисправности стали носить регулярный характер, – цитирует градоначальника портал Kerch.com.ru. – Пока автобусы находились на гарантии до марта 2018 года, ремонт проводился усилиями дилерского центра совместно с предприятием «Керчьгортранс». Участившиеся поломки привели к выведению из строя значительной части подвижного состава. По истечении гарантийного срока ремонт и обслуживание полностью легли на плечи предприятия».
Закупки таких автобусов ведутся и в Москве. На официальном сайте НефАЗа есть информация о трехлетнем контракте, заключенном между ПАО «КамАЗ» и ГУП «Мосгортранс». Он предусматривает поставку столице 596 рестайлинговых низкопольных автобусов. Первые 40 автобусов «КамАЗ» Москва получила уже в конце прошлого года, в этом году в столицу должны поставить 372 «НефАЗа», в 2020 году – еще 184 автобуса.
«Сейчас у НефАЗа, по словам казанских автоперевозчиков, намечается большой госконтракт с Москвой на поставку уже 600 автобусов за 18 млрд руб., – пишут «Новые известия». – И они считают, что автобусы не спешат признавать «недоделанными», чтобы этот контракт не сорвался». При этом, по данным издания, «в столице уже не раз отмечали проблемы и с другой продукцией КамАЗа – электробусами, которые оказались очень дорогими, не всегда поставляются в срок и тоже часто неожиданно выходят из строя».
В последние годы Москва, как известно, заметно подняла уровень транспортного обслуживания. А с эксплуатацией автобусов Нефтекамского автомобильного завода, как показывает опыт ряда российских регионов, есть определенные проблемы. Сможет ли НефАЗ решить их – зависит от того, насколько предприятие будет готово прислушиваться к требованиям заказчика и способно ли исправить недостатки выпускаемых моделей, на которые указывают транспортные компании.
комментарии(0)