Нефтепереработчики отказываются грузить российскую нефть в порту Усть-Луга. Фото Reuters
Европейские страны отказываются покупать нефть из РФ из-за примесей. От поставок по нефтепроводу «Дружба» уже отказались Польша и Чехия. Отказываются загружать российскую нефть и танкеры в Усть-Луге. Белоруссия, которая первой заявила о некачественной нефти, предварительно оценила свои потери в 100 млн долл. Экспортеров ждут многочисленные претензии, выплаты неустоек и даже отказ от российской нефти, предупреждают эксперты.
В пятницу должны пройти переговоры между РФ, Белоруссией и Польшей по поводу качества российской нефти в нефтепроводе «Дружба», сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. Позднее Киев также подтвердил свое участие в переговорах. По словам Козака, планируется обсудить возможность частичной откачки некачественной нефти на территории Белоруссии и Польши.
Власти РФ говорят, что предпринимают все меры для решения проблемы. По словам Козака, качественная нефть из России начнет поступать по трубе в Белоруссию уже в понедельник. При этом ранее в правительстве подчеркивали, что проблема с качеством поступающей нефти «носит технический характер и в ближайшее время будет решена».
Напомним, 19 апреля белорусская компания «Белнефтехим» сообщила о резком ухудшении качества поступающей по нефтепроводу из России нефти. По данным концерна, содержание хлорорганических соединений в поступающей по нефтепроводу «Гомельтранснефть Дружба» нефти Urals превышало «в десятки раз предельные значения по стандарту». В связи с этим оба белорусских нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) – Мозырский НПЗ и «Нафтан» – сообщили об угрозе повреждения оборудования и почти на 50% сократили объемы нефтепереработки. Во вторник Белоруссия приостановила экспорт светлых нефтепродуктов в Украину, Польшу и страны Балтии из-за поступления некачественной российской нефти. Вечером в среду нефтепровод «Гомельтранснефть Дружба» остановил транзит грязной нефти в Европу. Однако в тот же день «Белнефтехим» сообщил, что по северной ветке нефтепровода «Дружба» началась прокачка российской нефти, которая соответствует технологическим стандартам. В четверг белорусская компания частично возобновила экспорт нефтепродуктов в Польшу и Украину.
В российской компании-поставщике «Транснефти» проблему признали, а в качестве источника загрязнения был назван участок нефтепровода Самара–Унеча. Заметим, расстояние между этими пунктами составляет около 1400 км. Позднее Козак заявил, что «точка входа в нефтепровод определена». «Там работают четыре компании, которые поставляют нефть... Когда будет выявлен автор этого произведения - будут применены меры», - заверил он.
Российские власти подчеркивали, что вопрос о денежной компенсации за поставки некачественной нефти белоруской стороной пока не ставился. «Ставился вопрос о необходимости увеличить индикативные балансы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок, идет обсуждение», – говорит Козак. «Мы с этим сейчас разбираемся, насколько они пострадали, и насколько мы должны увеличить, и по какой цене поставки моторного топлива на белорусский рынок», – подчеркнул он.
В то же время «Белнефтехим» только недополученную выручку от реализации нефтепродуктов оценивают в 100 млн долл. Минск сообщал также об ущербе нефтеперерабатывающему оборудованию из-за некачественного сырья. Всего же в Белоруссии скопилось свыше 700 тыс. т «хлорорганической» нефти.
И если в Белоруссии ситуация с поставками вроде бы начинает выправляться, то в Европе пик проблем еще не пройден. Так, в ночь на четверг Польша также сообщила об остановке транзита нефти по этому нефтепроводу. В частности, о приостановке уведомила компания – оператор польского участка нефтепровода «Дружба» PERN. В компании сообщали, что НПЗ в Польше и Германии не могут принимать и перерабатывать нефть с теми показателями, с какими она приходит в пункт приемки поставок.
С утра об остановке закупок нефти сообщила и Чехия. «Два трейдинговых источника сообщили, что Чешская Республика прекратила закупки, хотя белорусская трубопроводная компания заявила, что клиенты по южному участку все еще получают нефть», – писало агентство Reuters со ссылкой на источники. Однако позднее появились ссылки на чешского трубопроводного оператора Mero, что Чехия продолжает принимать российскую нефть Urals в плановых объемах, так как сырье плохого качества пока не достигло страны. Польский нефтепереработчик PKN Orlen также сообщал, что поставки нефти на НПЗ компании в Чехии идут без перебоев.
Однако тот же переработчик сообщал, что намерен импортировать нефть для своих польских НПЗ морскими партиями через порты Гданьска и Приморска, отказываясь от поставок с терминала в Усть-Луге, где качество нефти также вызывает вопросы. Поставки же из нефтепровода «Дружба» компания обещает заморозить недели на две.
Словакия и Венгрия, которые также снабжаются сырьем по нефтепроводу «Дружба», начнут получать загрязненную нефть через четыре-пять дней, пока же венгерская нефтегазовая компания MOL продолжает прием Urals по трубопроводу, говорят источники Reuters.
Эксперты советуют не политизировать нефтяную проблему.
Аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов полагает, что поставки по нефтепроводу в обычном режиме возобновятся со следующей недели. Другой вопрос, что раз факт загрязнения зафиксирован документально, то «Транснефти» придется выплатить штраф «Белнефтехиму». «И тут «Белнефтехим» может попытаться списать многие текущие очаги коррозии на нефтепроводном и нефтеперерабатывающем оборудовании, вышедшие из строя катализаторы, которые были обнаружены еще до загрязнения, на этот случай», – не исключает экономист.
Чем дольше будет затягиваться решение проблемы с загрязненной нефтью, тем большими финансовыми потерями для «Транснефти» будет чревата сложившаяся ситуация, считает эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. «Придется оплачивать неустойку и нести расходы на изъятие объемов некачественной нефти из трубы или ее обработку до приведения к нормативам по содержанию хлора. Это не такая простая технологическая задача, и ее решение потребует времени», – указывает он. Задержка с решением проблемы качества российской нефти может также активизировать процесс замещения отечественной нефти на другие сорта, не исключает эксперт.
комментарии(0)