2012 год. Управляющий директор Nord Stream Маттиас Варниг, председатель комитета акционеров Герхард Шредер, глава «Газпрома» Алексей Миллер и руководитель кремлевской администрации Сергей Иванов запускают одну из веток первого «Северного потока». Фото РИА Новости
Еврокомиссия вводит юридические запреты на эксплуатацию газопровода «Северный поток – 2» (СП-2), а американские конгрессмены приготовили самые жесткие санкции против участников строительства СП-2 по иранскому сценарию. Европейцы говорят, что уже вложили в проект СП-2 около
8 млрд евро. При этом Еврокомиссия согласилась выслушать аргументы инвесторов в СП-2, которые добиваются защиты своих инвестиций.
Пять европейских энергокомпаний – партнеров «Газпрома» по проекту «Северный поток – 2» уже вложили в его реализацию почти по миллиарду евро, то есть практически весь бюджет капитальных затрат на проект в размере 8 млрд евро уже инвестирован. Об этом ТАСС сообщил официальный представитель компании – оператора проекта Nord Stream 2 AG. «Европейские энергетические компании из Австрии, Германии, Франции, Великобритании и Нидерландов вложили практически по миллиарду евро. «Газпром» и пять европейских инвесторов, а также подрядчики компании Nord Stream 2 полностью поддерживают проект», – отметили в компании.
Благодаря инвестициям в СП-2 в странах – участницах проекта созданы тысячи рабочих мест и появился дополнительный стимул для экономического роста в Европе, говорят в Nord Stream 2. Всего в проект СП-2 вовлечено более 670 компаний из 25 стран мира.
Накануне американский журнал Foreign Policy сообщил о подготовке законопроекта о самых жестких мерах в отношении компаний – участниц проекта СП-2. Американские сенаторы Тед Круз (республиканец) и Джин Шахин (демократ) вносят законопроект против строительства СП-2 по сценарию антииранских санкций. Закон предусматривает заморозку финансовых активов, запрет на въезд в США и другие кары против владельцев, продавцов или арендодателей морских судов для строительства СП-2. Главной мишенью санкций станут морские суда-трубоукладчики. Эти суда используют «технологические ноу-хау, которые есть у западных энергетических компаний, но нет в России», пояснили сенаторы. Наказания предусмотрены даже для страховых и сервисных компаний, которые имеют какое-либо отношение к российскому газопроводу.
Операторы СП-2 пока не реагируют на американские угрозы и дожидаются окончательного принятия или непринятия закона об «иранских санкциях» против СП-2. Представитель Nord Stream 2 заявил ТАСС, что будет комментировать «домыслы по поводу процессов, результат которых совершенно не определен». А работающий в США бывший зампред ЦБ Сергей Алексашенко считает, что, весьма вероятно, закон об иранских санкциях в отношении СП-2 вообще не будет принят.
«Важны не только детали законопроекта, которых мы пока не знаем, но и дата утверждения этого документа», – говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. По его словам, есть большая разница между вступлением закона о санкциях при 50-процентной готовности газопровода или при 90-процентной его готовности.
При этом американские эксперты допускают, что Россия в любом случае не остановит строительство СП-2. «Русские ясно дали понять, что они будут продолжать, несмотря ни на что. Сможет ли закон вызвать отсрочку? Несомненно. Сможет ли он остановить реализацию проекта полностью? Теперь я в этом сомневаюсь», – заявил журналистам Foreign Policy старший научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета Ричард Невью. По его словам, введение американских санкций может свести на нет участие западных судов, но через некоторое время Россия обязательно разработает собственные технологии.
Примечательно, что Ричард Невью ранее занимал должность главного заместителя координатора по санкционной политике в Госдепе США. Администрация США также угрожала санкциями против тех европейских компаний, которые участвуют в проекте СП-2. Власти Германии «неуместно» расходуют средства на проект газопровода СП-2, при этом США не планируют вводить санкции против компаний, участвующих в проекте, заявил Дональд Трамп в сентябре прошлого года после встречи с польским лидером Анджеем Дудой. Правда, уже в январе 2019 года американский посол Ричард Гренелл разослал немецким фирмам письма, в которых предупредил о возможности введения санкционных ограничений в отношении участников проекта СП-2. Подобные угрозы США вызвали острую негативную реакцию со стороны немецких предпринимателей.
Еще одним источником проблем для СП-2 является Еврокомиссия (ЕК). Евросоюз утвердил изменения в Газовой директиве ЕС, которые распространили европейские требования конкуренции на газопровод «Северный поток – 2».
В прошлом месяце директор Nord Stream 2 Маттиас Варниг начал переписку с Еврокомиссией о вероятных судебных претензиях по поводу новых юридических требований к проекту СП-2. В начале недели ЕК ответила на запрос Nord Stream 2 об изъятиях из Газовой директивы ЕС готовностью к диалогу. Маттиас Варниг предлагает рассматривать СП-2 не как новый, а как существующий проект, инвестиции в который были сделаны еще до появления последних новаций в Газовой директиве ЕС. В противном случае участники проекта могут обратиться за защитой своих интересов в Европейский суд.
комментарии(0)