Фото с сайта theins.ru
Уполномоченной организацией по строительству терминала для перевалки аммиака и карбамида в порту Тамань определено АО «Тольяттиазот». Планируется, что именно эта компания, как пишет издание «ПортNews» (14.05.19) со ссылкой на проект постановления правительства РФ, займется развитием проекта мощностью 5 млн тонн в год. Но до недавнего времени все попытки «Тольяттиазота» запустить в Тамани работу терминала по перевалке аммиака и сыпучих удобрений наталкивались на противодействие, которое не позволяет достроить объект, зато уже несколько лет помогает обогащаться портам Украины.
Суммарный грузооборот морских портов России по итогам марта 2019 года вырос всего на 3,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это следует из данных аналитического сервиса SeaNews. Так, в портах Балтийского бассейна грузооборот вырос более чем на 11%, в Дальневосточном бассейне – на 7,5%, и на 20,4% вырос оборот арктических портов России. Результат мог быть и лучше, но вниз статистику всей отрасли потянули результаты портов Азово-Черноморского бассейна, который снизили перевалку грузов на 12,3%. Более того, с начала года, по данным свежей статистики Минтранса, порты этого региона снизили грузооборот на 4,4% на фоне роста показателей в целом по России.
Основная причина в том, что российским портам в этом регионе для роста показателей не хватает мощностей, в том числе свежей инфраструктуры, говорит управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. По ее словам, решить проблему могло бы расширение Тамани, но оно затягивается, даже несмотря на то, что проекты развития этого глубоководного порта обсуждаются уже много лет, имеют поддержку федерального центра, а интерес к порту проявляли как иностранные, так и крупные российские инвесторы.
Так, уже много лет свой терминал по перевалке аммиака и сыпучих удобрений в этом порту пытается построить «Тольяттиазот» (ТоАЗ). Проект начался еще в 1999 году, но в середине 2000-х был заморожен «по не зависящим от компании причинам». Возобновить проект компания смогла лишь в 2015 году. С тех пор между ТоАЗом и государством были согласованы или подписаны многочисленные документы по реализации строительства терминала, но реальное движение вновь тормозится, даже несмотря на то, что компания планирует реализовать проект исключительно своими силами, без привлечения финансовой поддержки со стороны государства.
По мнению представителей ТоАЗа, проект спотыкается о нежелание администрации края поддерживать инвестора - более того, как сообщали СМИ, в частности, «Лента.ру» (28.08.17), пар лет назад “в попытке получить контроль над уже готовой недвижимостью комплекса — рядом вспомогательных и инфраструктурных сооружений, они обратились в суд с иском”. А ведь он способен обеспечить рабочие места, развитие местной инфраструктуры и социально-бытовых объектов, а также значительные налоговые поступления. Более того, имеют место и просто вопиющие факты. Так, в конце 2016 года, как сообщает МК (08.09.17), несмотря на наличие соответствующего соглашения как с местными, так и с краевыми властями, арбитражный суд Краснодара принял решение в пользу администрации Краснодарского края, признав за ней госсобственность на 12 объектов недвижимости, входящих в структуру будущего порта. В том числе речь о гидротехнической эстакаде, узле водоснабжения, очистных сооружениях, трансформаторных подстанциях и другой дорогостоящей инфраструктуре. Решение, как отмечает издание, было отменено в кассации в 2017 году, но это был далеко не последний пример весьма своеобразного понимания местными чиновниками принципов инвестиционной привлекательности регионов, развивать которую стремится федеральный Центр. Например, в конце февраля 2019 года, как сообщает «Интерфакс-Недвижимость» (07.03.19) краснодарский суд, вновь рассматривая иск администрации края в первой инстанции, обязал «Тольяттиазот» и вовсе снести эти постройки. По итогам заседания представитель компании заявил, о том, что «Тольяттиазот» обжалует это решение и намерен подать ходатайство о повторном рассмотрении ряда вопросов. В том числе о допустимости проведения судебной экспертизы «организацией, учрежденной истцом по данному делу».
В то же время, уже сейчас местные жители занимают около 90% рабочих мест, созданных при строительстве будущего терминала. А возможные налоговые поступления в бюджет края при полной загрузке будущего терминала оцениваются в десятки миллионов рублей. Так почему администрация края вопреки здравому смыслу не поддерживает проект? Тем более что его уже одобрило Федеральное агентство морского и речного транспорта, не в последнюю очередь потому, что в России пока нет ни одного терминала по перевалке аммиака.
Не так давно украинские СМИ сообщали о том, что накануне президентских выборов теперь уже бывший глава Украины Петр Порошенко закрытым указом наградил группу россиян орденом «За заслуги». Этот знак отличия вручается, в том числе, за заслуги в сфере экономической деятельности на благо Украины. Какие именно граждане России и за какие именно заслуги были удостоены ордена, не известно. Однако на месте президента Украины похоже логично было бы отметить подобным орденом деятельность некоторых чиновников Краснодарского края, поскольку она самым благоприятным образом отражается на экономике украинских портов.
Так, грузооборот Одесского морского порта, через который в отсутствие собственных портовых мощностей ТоАЗ осуществляет транзит аммиака, только в январе-марте 2019 года вырос по сравнению с прошлым годом на 5,1% и по данным местной Администрации морских портов составил 6,21 млн. тонн. В целом же грузооборот морских портов Украины (основная часть которых находится на этот бассейн) за 3 месяца 2019 года вырос на 12,4%.
Так в чьих же интересах действует администрация Краснодарского края?
комментарии(0)