Ускорение экономического роста на 23% зависит от малого бизнеса, считают в правительстве. Фото PhotoXPress.ru
Правительство планирует вывести экономику на требуемые президентом темпы роста выше мировых за счет реализации пяти нацпроектов и Комплексного плана модернизации инфраструктуры. Ключевое, по словам Дмитрия Медведева, ведомство в сфере экономики – Минэкономразвития (МЭР) – напрямую отвечает только за два проекта. По экспертным оценкам, в текущем виде влияние этих проектов на экономический рост, судя по всему, будет микроскопическим. Властям предстоит кардинальный пересмотр «экономических» нацпроектов, считают эксперты.
Расширенная коллегия Минэкономразвития прошла в четверг в необычном формате – министр Максим Орешкин лаконично выступил в Доме правительства. Премьер Дмитрий Медведев даже пошутил по этому поводу: «Она проходит не так, как это было раньше, а в здании правительства. Не знаю, хороший это знак для министерства экономического развития или нет. Во всяком случае, повышается уровень работы».
Точно так же можно задаться вопросом, хороший или плохой знак, что проведение повторного «правительственного часа» с министром Орешкиным не включено в график Госдумы до конца весенней сессии. Об этом днем ранее сообщал Интерфакс.
Как бы то ни было, Медведев назвал Минэкономразвития «ключевым ведомством в сфере экономики», а глава МЭР Максим Орешкин перечислил некоторые пункты очень широкой повестки министерства: от стимулирования инвестиций до регионального развития.
«Нам нужно выстроить эффективную систему мониторинга выполнения национальных целей развития как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Для этого в кратчайшие сроки нужно завершить пересмотр системы ключевых показателей эффективности, которые заложены в госпрограммах, – добавил премьер. – И здесь Минэкономразвития как орган, который отвечает за сопровождение этих программ, за выстраивание стратегического планирования, должно сыграть ключевую роль».
Основная с точки зрения экономики национальная цель, поставленная президентом, – «вхождение РФ в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%».
И логично ожидать, что в вопросах темпов роста главное ответственное за эту цель ведомство – именно Минэкономразвития. Между тем анализ паспортов нацпроектов, которые были сформулированы для реализации президентских целей, наводит на мысль как раз о недостаточной роли Минэкономразвития в столь важной работе.
Вне зависимости от сказанного премьером сами нацпроекты показывают, что сфера ответственности и, судя по всему, влияния у Минэкономразвития не так уж велика – если судить только по нацпроектам.
В классификации правительства за экономический рост «отвечают» такие нацпроекты, как «Наука», «Малое и среднее предпринимательство», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт», а также «Комплексный план модернизации магистральной инфраструктуры». Другие нацпроекты «отвечают» прежде всего за человеческий капитал или комфортную среду для жизни.
Из перечисленных документов напрямую к компетенции Минэкономразвития относятся два – «Производительность труда» и «Малое и среднее предпринимательство». Только в них глава МЭР упоминается как руководитель. В ряде других нацпроектов МЭР выступает уже как исполнитель, ответственный не за всю реализацию, а за отдельные федеральные проекты в составе основного нацпроекта.
В опубликованных паспортах не обнаружилось единого подхода к оценке влияния этих проектов на достижение президентских целей. Чаще всего вклад нацпроектов в принципе не оценивался – по крайней мере такие данные не приводились. Разве что в паспорте нацпроекта, посвященного малому и среднему бизнесу, удалось найти, что его вклад в достижение основной экономической цели президента составляет почти 23%.
«Что касается проектов, курируемых Минэкономразвития, то они не являются определяющими ни с точки зрения объемов финансирования, ни с точки зрения их целевых индикаторов, – сказал «НГ» замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. – Но это не означает, что они не нужны». Как считает эксперт, эти нацпроекты не могут изменить ситуацию с производительностью труда, а также малым и средним предпринимательством. «Прежде всего потому, что развитие этих направлений определяется ростом экономики, инвестиций, спроса и т.д.», – уточнил он.
«Проект по производительности труда – это попытка повысить качество использования трудовых ресурсов и внедрить лучшие практики работы с персоналом, – пояснил Широв. – Здесь есть масса сюжетов, связанных с тем, что увольнение так называемых избыточно занятых – серьезная проблема на региональном уровне». «Соответственно можно рассматривать дополнительные компенсационные меры», – ответил эксперт на вопрос о том, что стоило бы учесть при возможной корректировке документа. «Проект, посвященный малому и среднему бизнесу, пока в основном опирается на расширение банковского кредитования, но малому бизнесу нужны и другие меры поддержки», – добавил Широв.
При этом, как сказал «НГ» доцент Российского экономического университета Олег Комолов, по его мнению, «в нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство» заложен стратегически ошибочный подход». «Проблема российской экономии заключается в первую очередь в ее технологическом отставании от развитых стран, низкой производительности труда и недостаточных инвестициях в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Решить эту проблему через увеличение численности занятых в малом бизнесе до 25 млн человек не получится», – полагает Комолов.
В нацпроекте «Производительность труда», по его словам, заложены прогрессивные интенции: например, модернизация основных фондов, в том числе посредством предоставления налоговых преференций. «Однако поставленная задача вступает в противоречие с проводимой сейчас монетарной и фискальной политикой», – считает он.
Другими словами, как замечают многие эксперты, нацпроектам, судя по всему, предстоит серьезная корректировка – и в первую очередь она может коснуться именно тех из них, которые в большей степени призваны ускорить экономический рост. Если верить прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), то никакого ускорения до 3% и выше у российской экономики в течение ближайших шести лет не просматривается. Экономика РФ, по прогнозу МВФ, будет расти примерно на 1,6–1,7% в год до 2024-го.
комментарии(1)
0
dlz 07:18 24.05.2019
Сам этот Орешкин выдает перлы каждую неделю. Чего стоит высказывание о том, что педаль газа экономики должна быть вне пределов гос.сектора. То есть, государство в нашей стране имеет 50 % экономики в руках, но понятие "эффективность" его и государственных менеджеров заботить не должно. Пока существует презумпция безответственности государевых людей, ни о каком развитии страны не может быть и речи.