0
7068
Газета Экономика Интернет-версия

23.06.2019 18:29:00

Киев и Москва на пороге чрезвычайной газовой ситуации

У "Нафтогаза" с "Газпромом" обнаружилось общее слабое звено – украинская труба

Тэги: украина, гтв, газовый транзит, конфликт, газпром, укртрансгаз, нафтогаз


украина, гтв, газовый транзит, конфликт, газпром, укртрансгаз, нафтогаз Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев хочет накопить к зиме как можно больше газа на случай остановки транзита. Фото Украинское Фото/PhotoXPress.ru

Оператор украинской газотранспортной системы (ГТС) «Укртрансгаз» не имеет финансовых возможностей для закупок газа в тех объемах, которые необходимы для поддержания инфраструктуры в рабочем состоянии. После 24 июня возникает риск приостановки работы ГТС. Более того, «Укртрансгаз» попросил европейских кредиторов пересмотреть условия кредитных соглашений по проекту модернизации газопровода Уренгой–Помары–-Ужгород, потому что в текущем виде он не может их выполнить. Эксперты полагают, что проблемы с ГТС делают уязвимой переговорную позицию «Нафтогаза». Однако эти же проблемы рикошетом бьют и по России. Ведь выясняется, что Украина уже сейчас не может поддерживать транзит.

«Укртрансгаз» заявил о критическом дефиците газа в хранилищах. Сейчас запасы топлива в хранилищах составляют 152 млн куб. м, однако месячная потребность – около 240 млн куб. м, говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте компании. На весь летний период требуется примерно 720 млн куб. м газа – для обеспечения работы ГТС.

Сообщается, что «Укратрансгаз» не смог провести 12 тендеров на закупку газа общим объемом 880 млн куб. м, «поскольку ни один поставщик не предоставил тендерных предложений». «Вероятная причина – дефицит средств «Укртрансгаза» и, как следствие, несвоевременные расчеты с контрагентами по действующим договорам закупок для собственных производственно-технологических нужд, долг по которым уже составляет 4,1 млрд гривен», – уточняют в компании.

Оператор украинской ГТС предупредил местные госорганы об опасности возникновения чрезвычайной техногенной ситуации государственного масштаба в случае приостановки функционирования системы.

Компания инициировала переговоры с кредиторами, включая «Нафтогаз», по реструктуризации задолженности. Более того, критическое финансовое положение вынудило «Укртрансгаз» обратиться к Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейскому инвестиционному банку (ЕИБ) с предложением пересмотреть условия действующих кредитных соглашений по проекту модернизации газопровода Уренгой–Помары–Ужгород.

«Укртрансгаз» оказался не в состоянии выполнить критерии финансовой стабильности этих соглашений. Как поясняется в материалах компании, «Укртрансгаз» не видит возможности использования средств по кредитному соглашению с ЕБРР и ЕИБ в 2019 году». «Компания просит ЕБРР уменьшить сумму кредита, поскольку для достижения его основных целей будет достаточно привлечь 125 млн евро инвестиций (вместо 300 млн евро запланированного объема кредитных средств)», – отмечается в сообщении.     

Об угрозе приостановки работы ГТС «Укртрансгаз» предупреждает не в первый раз. В частности, 10 дней назад компания тоже сообщала, что не может вовремя рассчитаться по контрактам на закупку газа для собственных нужд и указывала, что имеющихся объемов газа хватит для обеспечения работы только до 24 июня.

Опрошенные «НГ» эксперты поясняют, что дефицит газа связан с финансовыми проблемами «Укртрансгаза». Однако они уточняют, что последствия этого кризиса могут ощутить на себе и «Нафтогаз», и «Газпром», ведь под угрозой оказался весь транзит газа.

128-4-2_t.jpg
Работа украинской газотранспортной системы
может остановиться уже сейчас.
Фото Украинское Фото/PhotoXPress.ru
Как замечает директор Фонда развития права и медиации топливно-энергетического комплекса Александр Пахомов, перспектив разрешения ситуации не так много: компания должна изыскать средства и начать погашать долги. «Самый простой выход здесь, конечно, договариваться с Москвой о закупках газа, что неоднократно предлагали Украине: газ будет дешевле, не возникнет угрозы роста цен для населения», – считает эксперт. Но такой вариант могут не выбрать по политическим причинам. И тогда вторая половина лета в Украине «может пройти в условиях жесткого энергетического кризиса», предупреждает Пахомов.

С одной стороны, как говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев, «сейчас наблюдается дефицит оперативных запасов, а долгосрочные запасы, которые делаются в расчете на зиму, по состоянию на 10 июня были на 20% больше, чем в прошлом году». «Сейчас они в ход идут», – поясняет эксперт.

По состоянию на 20 июня объем газа в подземных хранилищах Украины составил почти 13 млрд куб. м, свидетельствуют данные «Укртрансгаза». Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев ранее заявлял, что на случай прекращения транзита из РФ нужно накопить к зиме в хранилищах около 20 млрд куб. м газа.

С другой стороны, как следует из объяснений эксперта, те варианты разрешения кризиса, которые есть у «Укртрансгаза», могут породить еще больше проблем. «Укртрансгаз» может получить кредит от государства, договориться с европейскими кредиторами о снижении нагрузки, повысить по рекомендации Международного валютного фонда тарифы, перечисляет Исаев. 

На этом фоне возникают риски социальных недовольств из-за выросших тарифов, разрастания госдолга и т.п. И нет ясности с модернизацией инфраструктуры: хватит ли в новых условиях кредитных средств для ее полноценного ремонта. Кроме того, по словам Исаева, «сейчас деньги не могут получить европейские кредиторы, и это стало преградой для закупок реэкспортного газа».

Стоит ли ждать России каких-либо бонусов или, наоборот, дополнительных проблем на фоне украинского газового кризиса? «В переговорах о транзитном соглашении для Украины это будет очень слабое звено», – полагает Пахомов. «Сейчас, наверное, следует ожидать каких-то решительных шагов, направленных на окончательное разрешение спора, так как «Нафтогаз» поставлен в крайне неудобное и рискованное положение», – считает доцент Российского экономического университета Александр Тимофеев.

Исаев, однако, предупреждает: «Для России эта ситуация неприятна тем, что «Укртрансгаз» не может использовать европейские кредиты на модернизацию своего участка газопровода Уренгой–Помары–Ужгород. А Россия не может сейчас полагаться исключительно на «Северный поток – 2». Нам нужен отработанный и надежный резервный канал поставок газа в Европу». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Украину превращают в европейскую фабрику вооружений

Украину превращают в европейскую фабрику вооружений

Владимир Мухин

ЕС демонстрирует намерение поддерживать Киев финансами, боеприпасами, техникой и технологиями

0
2212
Стармер поддержал Зеленского перед инаугурацией Трампа

Стармер поддержал Зеленского перед инаугурацией Трампа

Наталья Приходко

Киев и Лондон готовы подписать соглашение о сотрудничестве на 100 лет

0
1738
Российский газ пойдет в Приднестровье реверсом по балканской трубе

Российский газ пойдет в Приднестровье реверсом по балканской трубе

Светлана Гамова

В Кишиневе опасаются, что миллиардный энергетический долг Тирасполя Москва предъявит Молдавии

0
4225
В Варшаве закрепили прорыв по Волынскому вопросу

В Варшаве закрепили прорыв по Волынскому вопросу

Наталья Приходко

Туск заверил Зеленского в том, что посодействует вступлению Украины в Евросоюз

0
2709

Другие новости