0
4362
Газета Экономика Интернет-версия

01.07.2019 19:57:00

РЖД фиксируют стагнацию в перевозках

Июньская статистика говорит о замедлении экономики

Тэги: ржд, перевозки, экономика, статистика

On-Line версия

ржд, перевозки, экономика, статистика Объемы перевезенных по железной дороге грузов продолжают снижаться. Фото РИА Новости

Явное замедление экономики чиновники компенсировали обещаниями увеличить деловую активность в июне – и особенно во второй половине года. Но предварительные данные за июнь говорят об углублении стагнации. Деловая активность в обрабатывающем секторе снижалась. А объем грузоперевозок по железным дорогам пережил глубочайший спад.

О продолжении стагнации в июне сигнализирует индекс деловой активности обрабатывающих отраслей РФ (PMI). В июне он оказался еще ниже майского уровня, хотя и тогда PMI сигнализировал о спаде. Индекс деловой активности обрабатывающих отраслей опустился в июне до 48,6 балла с майских 49,8. PMI выше 50 баллов говорит о росте экономики, ниже 50 – о торможении. 

В компании IHS Markit, которая занимается расчетом индекса, указывают, что текущее значение стало минимальным с июля 2018 года, свидетельствуя о потере потенциала роста к концу второго квартала.

«Влияние на июньский PMI оказало первое сокращение новых заказов с августа 2018 года. Падение было незначительным, но ознаменовало заметный поворот от недавнего мартовского максимума», – комментируют аналитики. На сокращение новых заказов повлияли снижение покупательской способности клиентов и ослабление внешнего спроса, объясняют в IHS Markit. Одновременно и новые экспортные заказы сокращаются второй месяц подряд.

На фоне сокращения новых заказов в июне произошло существенное падение закупочной активности, а темпы сокращения оказались максимальными за последние более чем четыре года, сообщают аналитики. Объемы производства также упали в июне после восьмимесячного роста. При этом спад стал максимальным с апреля 2016 года.

Ослабление спроса и объемов производства происходит на фоне роста производственных затрат. В частности, продолжают экономисты, производители предприятий обрабатывающего сектора сообщали, что в июне увеличили свои затраты из-за роста стоимости сырья и цен поставщиков, притом что уровень инфляции был минимальным с июля 2017 года. «Компании частично возмещали возросшие расходы за счет клиентов, но темпы роста отпускных цен были лишь незначительными в целом, при этом некоторые компании устраивали рекламные акции и предоставляли скидки», – сообщают в IHS Markit.

Ожидания производителей на ближайший год также можно назвать сдержанными. «Степень оптимизма снижается третий месяц подряд, достигнув почти годичного минимума на фоне падения клиентского спроса», – рассказывает экономист компании IHS Markit Шиан Джонс.

Другой косвенный индикатор, свидетельствующий о возможном замедлении экономики, – погрузка товаров на железных дорогах. По данным «Российских железных дорог» (РЖД), погрузка на их сети в июне 2019 года составила 101,6 млн т, что на 5,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. «Это максимальный годовой провал с января 2013 года», – отмечает директор аналитического департамента компании «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.

В свою очередь, грузооборот за отчетный период снизился на 1,8% в годовом выражении, до 205,7 млрд тарифных тонно-км. «Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время сократился на 2% и составил 261 млрд тонно-км», – следует из данных компании. Отметим, показатель грузооборота зависит от дальности и объема перевозимых грузов.

В результате погрузка за шесть месяцев, по оперативным данным, составила 633,6 млн т, что на 1,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. С начала года РЖД погрузили меньше зерна (на 36,4%), лесных грузов (на 5,6%), строительных грузов (на 4,6%).

Для сравнения: в мае, по данным Росстата, автомобильным транспортом было перевезено свыше 429,4 млн т грузов. Коммерческие перевозки составили треть от этого объема – 125,4 млн т в мае. Водным транспортом за тот же период было перевезено 11,8 млн т. Всего по итогам мая по всем видам транспорта было перевезено почти 630 млн т, что на 2,7% меньше, чем годом ранее, следует из данных Росстата.

Грузооборот автоперевозок на порядок меньше, чем по железным дорогам. Так, по итогам мая грузооборот по железной дороге составил 224,8 млрд тонно-км, тогда как грузооборот автомобильным транспортом – около 21,2 млрд тонно-км.

Эксперты ставят под сомнение возможность серьезного перетока клиентов РЖД на автодороги. «Рост стоимости бензина, тарифов «Платона» в связи с ростом НДС, а также необходимость обновления автопарков перевозчиков в 2019 году привели к росту тарифов на грузоперевозки автотранспортом», – объясняют в компании «АвтоСпецЦентр».

Тем не менее июньские данные по грузоперевозкам и настроения в обрабатывающем секторе вполне могут в итоге вылиться в печальные макростатистические данные. Все это может перечеркнуть недавние уверения властей о скором экономическом «прорыве».

Напомним, еще недавно комментируя не слишком оптимистичные данные за май, власти призывали не обращать внимания на эти цифры. «Не надо по месяцу смотреть (по показателям мая. – «НГ»). У нас по апрелю был ВВП 1,7%, а до этого было 0,5% за квартал», – призывал глава Минфина Антон Силуанов. С ним был согласен и глава Минэкономразвития Максим Орешкин. «Выше, чем в мае, конечно (будет рост. – «НГ»)», – прогнозировал он, исключая вероятность появления технической рецессии (см. «НГ» от 23.06.19). К слову, по итогам года экономика РФ должна показать рост на 1,3%. Именно такой рост прогнозирует ведомство Максима Орешкина.

Эксперты «НГ» сомневаются в реализации оптимистичных правительственных прогнозов. «Явные признаки замедления во втором квартале сокращают шансы на то, что и официальные прогнозы не будут пересмотрены в сторону понижения. Темпы роста ВВП в реальности по итогам года могут снизиться до 0,8–1%», – считает аналитик компании «Финам» Алексей Калачев.

Падение статистики перевозки по РЖД – это довольно сильный косвенный признак того, что российская экономика замедляется, соглашается доцент кафедры фондовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов. «В лучшем случае мы увидим стагнацию», – уверен он. 

«Экономика тормозится по нескольким причинам. Основные три из них – торможение экспорта, продолжающийся спад потребительского спроса и инвестиционная составляющая. Данные опережающих индикаторов не сулят ничего хорошего в ближайшем квартале», – полагает начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. По мнению эксперта, как минимум третий квартал российская экономика будет оставаться очень слабой. «Экономический рост за первые три квартала составит примерно 0,8-0,9%. С учетом этого, чтобы дотянуть до обещанного правительством роста экономики в 1,3%, четвертый квартал должен завершиться ростом не менее чем на 2%, но это маловероятно в текущих условиях», – сетует он.

Кроме того, экономический рост в стране будет полностью зависеть от цен на нефть. «Пока они относительно высоки, цифры будут такими (как в прогнозе МЭР – «НГ»), если цена нефти упадет ниже 50 долл за баррель, темпы превратятся в 0,5-1%. Если ниже 40 долл – станут отрицательными», – говорит аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Образовательная миграция разделила страну на три неравные части

Образовательная миграция разделила страну на три неравные части

Михаил Сергеев

Только 12 регионов РФ из 89 стали центрами притяжения для студентов и абитуриентов

0
1299
Зарплаты растут,  но благосостояние граждан почти не меняется

Зарплаты растут, но благосостояние граждан почти не меняется

Анастасия Башкатова

Официальная статистика скоро обеспечит россиянам 100 тысяч рублей в месяц

0
2693
Константин Ремчуков. ЦБ КНР повысил минимальный порог расчетов в юанях в трансграничной торговле с 25 до 40%

Константин Ремчуков. ЦБ КНР повысил минимальный порог расчетов в юанях в трансграничной торговле с 25 до 40%

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 02.06.25

0
2901
Куда двигать российский уголь

Куда двигать российский уголь

Иван Петров

В условиях санкций и снижения мировых цен на сырье ситуация в отрасли во многом зависит от государственных решений

0
1280

Другие новости