1
7720
Газета Экономика Интернет-версия

11.07.2019 20:53:00

Счетная палата предлагает собирать больше налогов с населения

Владельцы участков, квартир и автомобилей недоплачивают в местные бюджеты

Тэги: счетная палата, регионы, бюджеты, доходы, налоги

On-Line версия

счетная палата, регионы, бюджеты, доходы, налоги В некоторых регионах доля доходов бюджета от налогов на имущество граждан, в том числе транспорт, составляет всего 10%. Фото РИА Новости

Аудиторы Счетной палаты обнаружили, что в местные бюджеты регионов почти не поступают платежи по имущественным налогам с населения. Проверка Ивановской и Смоленской областей показала, что собираемость налогов на землю, транспорт, дома и квартиры очень низка. Общая доля этих имущественных налогов в консолидированном бюджете субъектов России составила всего 2,5%. Вслед за такой критикой может последовать попытка местных властей увеличить налоговое бремя для тех россиян, которые владеют каким-либо имуществом.

Имущественные налоги должны формировать местные бюджеты, но оказалось, что они вообще не могут даже в минимальной степени обеспечить необходимые расходы муниципальных образований, заявил аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин. По его словам, имущественные налоги несоизмеримы даже с коммунальными платежами.

По данным Счетной палаты, население накопило много долгов по уплате этих налогов. «На 1 января 2019 года она сравнялась с годовой суммой поступлений. А общая собираемость за год упала в среднем на 2,5%», – говорится в сообщении.

«Если в Ивановской области падение составило 1,2%, то в Смоленской – уже 18,3%. Собираемость по итогам 2018 года составила 87% по стране и 83% в Смоленской области», – объясняют аудитору.

Кроме того, в сообщении СП говорится, что примерно по 800 тыс. земельных участков и объектов капитального строительства ФНС не может исчислить налог, потому что отсутствуют данные о правообладателях либо присутствуют в недостаточном объеме.

Счетная палата также отметила проблемы с кадастровой оценкой объектов недвижимости. В Смоленске они обнаружили соседние земельные участки, кадастровая стоимость которых отличается в 700 раз: 2,15 руб. за 1 кв. м у одного и 1464,29 руб. – у другого. Соответственно различаются и налоги у соседей.

Аудиторы обнаружили и другие проблемы. В территориальные органы ФНС поступает некорректная информация из Росреестра и ГИБДД. В 2017 году в Смоленске cвыше 2,6 тыс. земельных участкoв площадью 2,43 млн кв. м нахoдились в базе данных Росреестра, но их не былo в налоговых органах. В городе Ивановo таких территорий в 1,6 раза бoльше. В результате бюджеты гoродов потенциально могли бы получить примерно  69 млн и 90 млн руб. сoответственно при условии, что все oбъекты, не состоящие на налоговом учете, подлежат налогообложению», – указывает Счетная палата.

В 2018 году в консолидированный бюджет РФ поступило 21,3 трлн руб., из них в федеральный бюджет – 11,9 трлн руб., сообщали в ФНС. Также там сообщали, что задолженность по всем налогам к 1 января 2019 года сократилась на 207 млрд руб., или 10%, и составила 1,9 трлн руб.

Какая часть из этой суммы приходится на долги населения по неуплате за имущество,    в четверг СП не уточнила. Например, в Воронежской области за пять месяцев 2019 года в консолидированный бюджет  взыскано долгов на 1,7 млрд руб., в том числе по имущественным налогам физических лиц – 396,5 млн руб. То есть в этом регионе (хотя и непонятно, типичен ли он для всей РФ) доля возвращенных долгов по имуществу составляет четверть от всех долгов, которые удалось вернуть.

В Тульской области за пять месяцев 2019 года доход бюджета составил 32,7 млрд руб. Из них от налогов на прибыль предприятий поступило 12,9 млрд руб., на втором месте – поступления от уплаты налога на доходы физических лиц – 10,8 млрд. Здесь объем задолженности по имущественным налогам физических лиц составляет 1,5 млрд руб. С одной стороны – больше миллиарда, с другой – это 5% от доходов области за пять месяцев.

А вот парламент Якутии объявил налоговую амнистию по задолженностям, возникшим до 2017 года, всем жителям республики, это около 365 млн руб., а населению 13 районов Арктической зоны не только простили вообще все долги по транспортному налогу, но и полностью освободили их от уплаты этого налога в будущем. Это обойдется бюджету республики в 30 млн руб. в год (около 10% объема поступлений в дорожный фонд).

Напомним, что перед выборами президента в начале 2018 года было объявлено о списании долгов граждан по налогу на землю, имущество и транспорт, возникших до 1 января 2015 года.

«До сих пор наводили порядок во всей налоговой системе и добивались исполнения обязательств по таким общим налогам, как НДС, налог на прибыль и т.д. Сейчас начинают доходить руки и до земельных и имущественных налогов, на которые долго не обращали внимания. Государство пытается навести порядок в том числе и потому, что денег в бюджете не так много, изыскиваются способы чтобы пополнить его», – сказал «НГ» депутат Госдумы Михаил Щапов.

По его мнению, одни не платят эти налоги из-за своего финансового положения, другие – экономят, применяя коррупционные схемы. «Отсутствие свободных денег у населения не позволяет им платить полный налог за свои земельные участки. Но есть и те, кто добивается, чтобы участкам присваивалась микроскопическая кадастровая стоимость и налог, таким образом, был минимальный. Либо просто выводят свои участки из поля зрения налоговой. Очевидно, что здесь появляется почва для коррупции. Еще можно выделить в качестве причины несогласованность различных реестров между собой. У налоговой одна база данных, у Росреестра другая, у муниципалитетов своя. Это следствие хаотичного создания баз данных и выдачи прав собственности в 90-е и нулевые годы», – говорит Щапов.

«Налоги на недвижимость физических лиц в России – это налоги с бедных и небогатых. У богатых и обеспеченных недвижимость оформлена так, чтобы минимизировать налоги, а в некоторых регионах налоговики не захотят связываться с богатыми и сильными – господа Арашуковы вряд ли платили налоги, – сказал «НГ» генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

По мнению эксперта, это системная проблема: приходится брать понемногу с очень многих, и получается огромное администрирование при очень небольших поступлениях. «Собирать такие налоги себе дороже: набегаешься по судам, а на рубль получишь копейки. Поэтому собираемость и падает: люди понимают, что гоняться за ними у местных властей нет ни ресурсов, ни времени», – продолжает Журавлев. Он считает, что решением проблемы могло бы стать повышение налогов с дорогой собственности и обнуление налогов на собственность бедных. «В этом случае администрирование станет дешевле, а сумма поступлений, наоборот, увеличится. Похожая система уже успешно существует с дорогими автомобилями в рамках так называемого налога на роскошь», – говорит Журавлев.

В сообщении Счетной палаты в четверг отмечалось, что в перечне дорогостоящих машин стоимостью от 3 млн руб., ежегодно публикуемом Минпромторгом, для которых применяется транспортный налог с повышающим коэффициентом, почему-то не oказалось таких авто премиального класса, как Tesla Motоrs Model S, Merсedes Benz S63 АМG 4МАТIС Limоusine L и Bugatti Veyron Grand Spоrt.

Щапов не исключает, что замечания СП приведут к значительному увеличению сборов с населения налогов на имущество. «Предложения Счетной палаты можно назвать логичными. По большому счету это вопрос взаимодействия федеральной налоговой службы, Россреестра и муниципалитетов. Никаких непреодолимых проблем для сверки их баз данных нет. После этого можно поставить все участки на учет и собирать с них налоги, а также выявлять явно заниженную кадастровую стоимость. Для этого нужна политическая воля и определенный объем ресурсов, в том числе и человеческих. Справятся ли с этим чиновники? Вопрос возникает на этапе не предложения, а скорее исполнения. Всегда будет противодействие и нежелание определенных чиновников и тех, кто за ними стоит, помогать налоговикам в этой работе», – пояснил Щапов. 

Незначительный удельный вес имущественных налогов в поступлениях консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации (не более 2,5 %) является следствием их экономических особенностей, комментируют в СП. «Так как при установлении этих налогов, в первую очередь, принимается в расчет низкая платежеспособность населения, что и обуславливает большое количество льгот по данным видам налогов», - объясняют представители СП.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Образовательная миграция разделила страну на три неравные части

Образовательная миграция разделила страну на три неравные части

Михаил Сергеев

Только 12 регионов РФ из 89 стали центрами притяжения для студентов и абитуриентов

0
1575
От новых школ до спорта и экопроектов

От новых школ до спорта и экопроектов

Галина Грачева

Как нефтяники помогают регионам создавать современную инфраструктуру для развития детей

0
2616
КПРФ начинает определять кандидатов на губернаторские выборы

КПРФ начинает определять кандидатов на губернаторские выборы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В Курской области участника будущей договорной кампании выдвинули уже сейчас

0
2109
"Возврат к норме" упирается в вопрос, что такое норма

"Возврат к норме" упирается в вопрос, что такое норма

Иван Лилеев

Найти общее в традиционных ценностях удается не всегда и не всем

0
2750

Другие новости