0
2836
Газета Экономика Интернет-версия

21.04.2020 18:44:00

Аэропорты Кубани могут потерять до 300 миллионов рублей в период кризиса

Тэги: авиация, аэропорт, кризис, финансы, бизнес, транспорт


авиация, аэропорт, кризис, финансы, бизнес, транспорт На фото международный аэропорт Анапа. Фото пресс-службы Базэл Аэро

Аэропорты России совместно с авиакомпаниями продолжают удерживать пассажиропоток на уровне 6-10% от общегодовых показателей, неся колоссальные убытки. Несмотря на это они продолжают нести затраты на противоэпидемические мероприятия и сохранение персонала. Поддержит ли государство аэропорты в этот нелегкий период, разбиралась "НГ".

Противостояние кризису и вирусу

Региональные аэропорты страны начали противостоять эпидемии еще с середины марта. Для дезинфекции помещений и обработки различных поверхностей, например, таких как поручни дверей и кресел, перила, стойки регистрации, дополнительно закуплено необходимое количество антисептической жидкости. Сформированы отдельные бригады сотрудников для дезинфекции транспортных средств: проводится обработка пассажирских автобусов, трапов, амбулифтов - для этого разработана специальная технология и привлечен дополнительный персонал. В два раза увеличена частота уборки санузлов. Усилен контроль за санитарным состоянием точек общественного питания, расположенных в аэропортах.

По данным аэропортов Краснодара, Сочи, Анапы (входят в холдинг "Базэл Аэро", основанный бизнесменом Олегом Дерипаской), только на антивирусные мероприятия за период введения ограничений потрачено более 55 млн руб.

В связи с падением пассажиропотока компания разработала план антикризисных мероприятий, направленный на 100-процентное сохранение рабочих мест в условиях кризиса. С ограничением пассажирского трафика три аэропорта Кубани были переведены на дневной режим работы. Аэропорты Анапы и Сочи закрыты для полетов в ночное время, аэропорт Краснодара работает в режиме запасного аэропорта, при котором задействована минимальный состав сотрудников.

Наиболее серьезными затратами аэропортов, по данным "Базэл Аэро", является оплата вынужденного простоя. В Краснодарском края более 50% персонала аэропортов отправлено в оплачиваемый простой (с соблюдением норм ТК РФ), 17% - на неполную рабочую неделю. В аэропортах Сочи и Краснодара установлена 4-дневная рабочая неделя, в Анапе - 3-дневная рабочая неделя.

По прогнозам компании, прямые потери аэропортов только в части сохранения рабочих мест превысит 215 млн руб., из которых 165 млн на оплату вынужденного простоя и более 50 млн на страховые взносы. При этом выручка аэропортов Кубани упала в среднем на 75%.

 Аэропорты предпринимают все возможные меры для сохранения рабочих мест, неся огромные финансовые потери. При этом за работниками сохранены все льготы и гарантии, включая выплаты по коллективным договорам.

В ожидании господдержки

По имеющейся у "НГ" информации, Минэкономразвития разрабатывается механизм поддержки аэропортовой отрасли, на которую планируется выделить около 16 млрд рублей. Неделей раньше в правительстве объявили, что выделят авиакомпаниям 23 млрд руб.

В начале апреля Международная ассоциация аэропортов (МАА) обозначила возможные потери отрасли по двум сценариям. В базовом сценарии пассажиропоток всех российских аэропортов в 2020 году упадет примерно на 40%, в негативном - на 70%. Недополученная общая выручка в зависимости от сценария превысит от 80 до 149 млрд руб., чистый убыток - от 17 млрд до 61 млрд руб. Общий долг аэропортов на конец года МАА оценивает в 250 млрд руб., ежегодные платежи по кредитам - в более 20 млрд руб. Таким образом, 16 млрд единовременной помощи всем не хватит - не только на компенсацию ежегодных платежей по кредитам, но и других потерь аэропортов.

В качестве критериев господдержки выделяются несколько, среди которых показатели объемов производства (пассажиропотоку) и численности персонала.

"Считаем, что субсидирование необходимо рассматривать в объеме реально понесенных убытков аэропортовой отрасли в связи с введением государством ограничительных мер. По нашей оценке, убытки аэропортов за наиболее острый период ограничений и первые месяцы снятия ограничений (предварительно, апрель-июль 2020 года) составят не менее 27 млрд руб.", - говорится в обращении МАА министру транспорта Евгению Дитриху.

Наиболее действенным и эффективным с точки зрения администрирования, по мнению ассоциации, представляется механизм покрытия убытков через предоставление льготной ставки отчислений по страховым взносам работодателей (операторов аэропортов). Так, установка ставки на уровне 7,6% позволит покрыть убытки в течение периода не менее трех лет, что станет существенной мерой поддержки отрасли.

Самым неоднозначным критерием при отборе аэропортов и распределения средств господдержки в механизме является достаточность средств на расчетных счетах аэропортов. Т.е. речь идет фактически о первоочередной поддержке компаний по признаку отсутствия денежных средств на счетах.

Подобный подход, по мнению опрошенных экспертов авиаотрасли, является по крайней мере несправедливым по отношению к ответственному частному бизнесу, который ведет взвешенную коммерческую политику, генерирует и планирует средства компании на различные цели. В их число входят резервный фонд на случай кризисных явлений в экономике и поддержки работоспособности транспортного объекта, сохранения и поддержки персонала, инвестиционный фонд для модернизации аэродромной инфраструктуры в рамках реализации госпрограмм в соответствии с указами президента, правительства и приоритетами нацпроектов.

В аэропортовой отрасли не так много аэропортов, которые в докризисный I квартал текущего года еще могли похвастать успехами и положительной динамикой пассажирского и грузового трафика. Но сегодня все аэропорты в одной лодке и помогать одним только по критерию, что они не смогли создать минимальную подушку финансовой безопасности на своих счетах, по мнению экспертов, не просто несправедливо, но и безответственно.

Правительству возможно нужно более внимательно отнестись не просто к системообразующим компаниям, но и к устойчивым игрокам рынка, которые продемонстрировали высокий уровень компетенции и уровень иммунитета от кризиса. Наличие оборотных средств на счетах не отменяет обязательств компаний перед персоналом, банками и контрагентами по оплате труда, выплате процентов, оплате услуг. Насколько у устойчивых компаний велика подушка безопасности покажет время, а ситуация с восстановлением рынков может измениться в худшую сторону.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сельское хозяйство сокращает объемы производства

Сельское хозяйство сокращает объемы производства

Михаил Сергеев

Агросектор находится в кризисе, полагают предприниматели

0
690
Организатор теракта в Кабуле признал ответственность за вылазки в России

Организатор теракта в Кабуле признал ответственность за вылазки в России

Владимир Скосырев

Разведки Пакистана и США провели совместную операцию

0
335
Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 03.03.25

0
1942
Католиков умоляют спасти Ватикан от банкротства

Католиков умоляют спасти Ватикан от банкротства

Милена Фаустова

Реформы не задались, осталась надежда на благотворительность

0
2058

Другие новости