Фото сайта n-vartovsk.ru
Пакет поправок в законопроект «Об обязательном медицинском страховании» (ОМС) рассмотрели на круглом столе в Госдуме с участием врачебных, страховых, пациентских организаций и экспертного сообщества. Большинство участников обозначили риски и негативные последствия для пациентов, врачей и всей системы ОМС в случае принятия документа в его первоначальной редакции. «Медицинская реформа» нуждается в корректирующих поправках, настаивают участники системы ОМС.
Наделавший много шума законопроект разработали в Минздраве и Фонде ОМС. Как пояснил министр Михаил Мурашко, для того, чтобы увеличить финансирование федеральных медучреждений. Однако, преследуя эту цель, авторы законопроекта собрались фактически перенаправить отечественное здравоохранение на сметно-распределительные рельсы. Для этого предлагается забрать у страховых компаний функции контроля качества медицинской помощи в федеральных клиниках и передать их ФОМС, наделив его полномочиями страховщика.
«Если основная задача законопроекта – увеличение финансирования федеральных медучреждений, возникает вопрос: для чего, решая эту задачу, нужно ломать то, что 30 лет создается общими усилиями. Мы с большим трудом создаем систему ОМС. Ее нужно развивать, совершенствовать, не ломать ни в коем случае», – считает директор Высшей школы управления здравоохранением Первого МГМУ им. Сеченова Руслан Хальфин. С мнением эксперта о необходимости увеличения финансирования федеральных клиник без исключения страховых компаний «из системы контроля, помощи любым клиникам, в том числе федеральным», согласился и председатель комитета Государственной Думы по охране здоровья Дмитрий Морозов. «Без страховых компаний система здравоохранения будет «полный ноль», – заключил Руслан Хальфин.
О том, что возврат к бюджетной модели страховой медицины нецелесообразен, напомнил первый зампредседателя комиссии по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения Общественной палаты РФ Николай Дайхес. Более года назад, когда на площадке Общественной палаты обсуждались меры совершенствования системы ОМС, все участники – и представители Минздрава, и ФОМС, и пациентские организации, научное сообщество – сошлись во мнении о необходимости поэтапного перехода к рисковой модели. Она, в частности, предполагала повышение ответственности страховых компаний за риски превышения плановых затрат на оказание медицинской помощи. «Страховые компании, работающие в сфере ОМС, должны стать полноценными заказчиками и информированными плательщиками медицинских услуг для своих застрахованных. Мы должны получить возможность влиять на мотивацию медучреждений, составлять их рейтинги и давать пациентам рекомендации по выбору точки обслуживания», – комментировал тогда это решение Дмитрий Кузнецов, вице-президент Всероссийского союза страховщиков.
«Нужно создать условия, чтобы страховые компании имели возможность напрямую помогать федеральным и областным клиникам в оснащении, обучении персонала, чтобы они реально принимали участие в лечебном процессе. Есть механизмы государственно-частного партнерства, которые можно применить в этом случае», – считает Николай Дайхес.
Новый законопроект может непреднамеренно срезать финансирование университетских клиник, которые участвуют и в федеральной, и в региональной программах ОМС. Такие опасения высказал ректор Башкирского государственного медуниверситета Валентин Павлов.
«В любом городе мира лучшая клиника – это всегда университетская клиника, и многие лучшие технологии появляются в университетских клиниках. В последние годы федеральный компонент ОМС в университетских клиниках уменьшался, все больше клиники «погружались» в региональное здравоохранение. Ознакомившись с этим законом, мы видим определенные риски уменьшения финансирования университетских клиник. Будет ли федеральный фонд компенсировать те потери, которые мы понесем?» – задает вопрос Валентин Павлов.
Главный риск, который видят сами врачи в предлагаемом законопроекте – возникновение перекоса в финансировании лечебных учреждений. Исполнительный вице-президент Общества врачей России Эрик Праздников высказал опасения, что «возможные непросчитанные риски такого секвестра в пользу федеральных медорганизаций могут вызвать определенный дефицит базовых программ ОМС».
Отнесение всех федеральных клиник к единой категории нецелесообразно ввиду серьезных различий в профиле, загруженности и принадлежности различных медучреждений. «На первом этапе необходимо провести тотальный анализ федеральных учреждений, распределения по территориям, потоков пациентов, тарифов», - считает профессор, заслуженный экономист России Владимир Гришин.
Пациентские организации с удивлением обнаружили в новом законе положение, которое фактически нарушает «клятву Гиппократа», так как позволяет лечебному учреждению отказать больному в оказании медицинской помощи. Кроме того, сам законопроект пациентское сообщество посчитало сырым.
«У нас есть сомнения в том, насколько будет защищен застрахованный. Например, исключается положение закона о том, что «медорганизации не вправе отказывать пациенту в оказании помощи». Это серьезно нас беспокоит, положение застрахованного делается не очень хорошим. Нам кажется, что в существующей редакции поправок мы не видим финансового подтверждения экономической эффективности принятия такого законопроекта. Считаем, что принятие законопроекта преждевременно и само предложение не проработано», – рассказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.
«Мы видим конфликт интересов в том, что Федеральный ФОМС будет наделен полномочиями страховщика и распределителя бюджетных средств в одном лице», – добавил сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев. Пациентское сообщество, по словам Жулева, опасается, что это повлечет за собой ухудшение качества и доступности медицинской помощи.
Еще один серьезный риск от принятия поправок, на который обращали внимание в Счетной палате, Минфине, Центробанке и комитете Госдумы по финрынку – снижение финансирования страховых медорганизаций. По расчетам ЦБ, это приведет к уходу с рынка большинства компаний, что вызовет коллапс отрасли.
«Наши расчеты показывают, что уже при достижении уровня расходов на ведение дел (РВД) в размере 0,8% 15 из 31 страховых медицинских организаций (СМО) будут убыточными и потеряют стимулы к осуществлению своей деятельности в этом сегменте. Если же расходы на ведение дел понизятся до размера 0,7% – отрасль обязательного медицинского страхования для всех страховых представителей станет убыточной полностью», – заявил заместитель председателя Центробанка России Владимир Чистюхин.
Сами представители страховых компаний считают, что можно решить вопрос с повышением финансирования федеральных медучреждений без покушения на основополагающие принципы существующей системы.
«Всероссийский союз страховщиков выражает уверенность, что вопрос повышения уровня финансирования федеральных медицинских учреждений может быть решен в рамках существующей модели», - сообщил председатель Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.
Министр здравоохранения Михаил Мурашко сообщил, что до процедуры второго чтения он планирует встретиться с представителями страховых компаний и обсудить их предложения по корректировке законопроекта. «Со страховыми компаниями мы переходим в конструктивный диалог. Нужно запросить предложения от страховых компаний по совершенствованию системы взаимодействия с пациентом», – сообщил Михаил Мурашко.
Второе чтение законопроекта в Государственной думе запланировано на 18 ноября. Таким образом, меньше чем за 2 недели авторам «медицинской реформы» предстоит скорректировать документ таким образом, чтобы он совершенствовал финансирование медицинских клиник и не разрушал при этом создаваемую в течение 30 лет систему страховой медицины.
комментарии(0)