После пандемии летать станут гораздо меньше. Фото Reuters
На долю транспорта приходится более половины мирового потребления нефти. Из них около 20% – на авиационный транспорт. И именно эти компоненты мирового спроса могут уже никогда не восстановиться к докризисному уровню. Причина этого – в смене стандартов готовности к перемещениям, которая заметно снизилась во время пандемии. Переход на удаленную занятость, на дистанционные контакты и неготовность к рискам закрытия границ привели к тому, что население Земли будет меньше перемещаться даже в случае победы над COVID-19. Авиаперевозчики оценивают свои потери в 1 трлн долл. А производители топлива уверены, что возврат к докризисному спросу невозможен в обозримой перспективе.
Российские авиакомпании по итогам октября ускорили сокращение своих перевозок, сообщили в Росавиации в среду. По итогам второго осеннего месяца поток авиапассажиров сократился почти на 40% относительно того же периода прошлого года. На пике весенних карантинных ограничений перевозки авиапассажиров снизились на 91%. В августе падение пассажиропотока составило 35%. Но в октябре тенденция сокращения перевозок возобновилась. По итогам года падение авиаперевозок в РФ на фоне пандемии может составить 45%, прогнозировали ранее в Транспортной клиринговой палате (ТКП). «До конца этого года авиакомпании перевезут 71 млн пассажиров, 12 млн из которых на МВЛ (международные воздушные линии) и 59 млн – на ВВЛ (внутренние воздушные линии)», – сообщила месяц назад заместитель коммерческого директора ТКП Злата Воронцова. В 2021 году общий объем авиаперевозок в РФ составит 104 млн человек, в том числе 27 млн на МВЛ и 77 млн – на ВВЛ, отметила Воронцова. Для сравнения: в прошлом году все российские авиакомпании перевезли 128 млн пассажиров: 55 млн на МВЛ и 73 млн на ВВЛ.
Ситуация в российских авиакомпаниях полностью отражает мировую тенденцию сокращения авиаперевозок. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) сообщает, что по итогам года выручка авиакомпаний снизится на 50% по отношению к 2019 году, или на 420 млрд долл. В следующем году отрасль не восстановится. По итогам 2021 года доходы отрасли снизятся на 46% по отношению к 2019 году, или на 838 млрд долл., прогнозируют в IATA.
Европейская организация по безопасности аэронавигации (Евроконтроль) считает, что объем авиаперевозок в Европе вернется к докризисному уровню в лучшем случае к 2024 году, в худшем – в 2029-м.
Спрос на поездки действительно может и не восстановиться. Возможность ведения бизнеса дистанционно без деловых поездок, а также ряд противоречивых программ тестирования и карантинных ограничений уменьшают готовность людей путешествовать даже в случае ослабления пандемии, говорится в исследовании британской компании Inmarsat. Свои выводы компания основывает на опросе 9,5 тыс. человек из 12 стран мира, которые часто летают самолетами. Почти 83% пассажиров уже не хотят возвращаться к своим прежним привычкам путешествий даже при снятии ограничений. Около 41% опрошенных заявили, что намерены меньше пользоваться любыми видами транспорта. Треть респондентов заявили, что планируют сократить количество своих авиаперелетов.
Непредсказуемость закрытия границ и противоречивые протоколы безопасности в разных странах – это еще одна причина снижения спроса на авиаперевозки. Эксперты сомневаются, что возврат к прежнему объему поездок в принципе возможен. «Мы долгое время сидели по домам, сейчас привыкли вести бизнес виртуально», – говорит вице-президент Inmarsat Aviation по глобальным продажам Крис Роджерсон.
Затяжное падение перевозок – это в первую очередь снижение потребляемого топлива, а значит, и снижение спроса на него. Многие аналитики рынка не ждут быстрого восстановления спроса на сырье. Так, управление энергетической информации (EIA) Минэнерго США ожидает, что мировой спрос на нефть в 2020 году составит в среднем около 93 млн барр. в день, что на 8,6 млн барр. в сутки меньше, чем в 2019 году. EIA также прогнозирует мировой спрос на нефть на уровне 98,8 млн барр. в сутки в 2021 году, что почти на 3 млн барр. в сутки меньше значений 2019 года.
Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем октябрьском отчете прогнозировало, что мировой спрос на черное золото в текущем году составит 91,7 млн барр. в день, что на 8,4 млн барр. в сутки ниже, чем в 2019 году. В 2021 году агентство прогнозировало спрос на нефть на уровне 97,2 млн барр. в сутки. Эпоха роста мирового спроса на нефть закончится уже в следующем десятилетии, считают в МЭА.
По мнению аналитиков консалтинговой компании Rystad Energy, глобальный спрос восстановится только в 2023 году, а своего пика (102 млн барр. в сутки) достигнет лишь в 2028-м, после чего начнет постепенно снижаться.
Пессимизма полны и американские производители нефти. Добыча нефти в США никогда не вернется на докоронавирусный уровень, когда она установила рекорд в 13 млн барр. в сутки, сообщает глава американской нефтегазовой корпорации Occidental Petroleum Вики Холлаб.
Вторая волна пандемии COVID-19 затормозит восстановление на энергетическом рынке, признавал еще в октябре тогдашний министр энергетики, а ныне вице-премьер Александр Новак. Очевидно, решать проблемы медленного восстановления на энергорынке теперь придется новому министру Николаю Шульгинову. В ходе утверждения его кандидатуры в Госдуме в понедельник он пообещал «вгрызаться в проблемы» министерства.
С начала года поставки российской нефти за рубеж снизились на 12,5% – до 195,5 млн т. Экспорт нефти из РФ в дальнее зарубежье в октябре сократился на 21,4% – до 17,77 млн т. А с начала года снижение на 11,4% – до 185,259 млн т.
В рамках соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи Россия в целом по году должна снизить производство нефти примерно на 10%. С начала года производство черного золота уменьшилось на 8,2%, до 429,1 млн т.
Эксперты «НГ» допускают, что пик спроса на нефть был пройден. По мнению главного аналитика «Алор Брокер» Алексея Антонова, пандемия показала, что перспективы нефтедобычи переоценены. Энергетика все больше развивается в сторону возобновляемых источников энергии (ВИЭ). «Производство электродвигателей увеличилось за три года с 6 до 9 млн единиц в год. И этот факт демонстрирует постепенный отказ от двигателей внутреннего сгорания в пользу электричества. Сегодня центрами прироста транспорта на электротяге являются уже не богатейшие США и страны ЕС, а Китай и Индия», – говорит Антонов. В случае открытия границ в 2021 году вернуться к докоронавирусному потреблению нефти мир не сможет. «Спрос диктует потребитель, а он меняет свои предпочтения и приоритеты. И для любой страны, которая отрицает очевидные глобальные изменения и обслуживает исключительно интересы добывающего сектора, эти изменения спроса ничего хорошего не несут», – резюмирует он.
«Вклад перемещения людей в общее потребление нефти – порядка 20% всего используемого топлива. По итогам года IATA закладывает пессимистичные почти 70% снижения объема перевозок в авиации, и это самый пострадавший сегмент», - замечает аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. По его словам, из ежегодных 100 млн баррелей в сутки планета в худшем случае будет потреблять 90 млн баррелей в день в среднем за все 12 месяцев. «По самым последним прогнозам, мир в 2020 году будет в среднем перерабатывать и сжигать 92 млн баррелей. Это с учетом двух волн пандемии. Падение к прошлому году больше 8%. Да, это немало. Но это уровень потребления 2013 года», - отмечает он.Падение спроса на нефть приведет к снижению объемов продаж нефти на мировом рынке, говорит главный аналитик ТелеТрейд Марк Гойхман. «Для России важность нефтегазовых доходов сложно переоценить, исходя из того, что ВВП РФ на 10% - 15% формируется за счет продаж энергоносителей, поэтому падение спроса будет негативно сказываться на экономике и бюджете», - замечает он.
Снижение спроса на путешествия в принципе означает для России снижение нефтегазовых доходов, но не все так однозначно, говорит замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. «Лля России это также означает шанс на снижение нефтегазовой зависимости бюджета. И этим шансом уже сегодня можно неплохо воспользоваться. Так, если в 2010 году доля нефтегазовых доходов федерального бюджета в общей структуре доходов составляла более 50%, то уже к 2020 году она снизилась до 40-42%», - говорит эксперт. Она напоминает: официальный прогноз на 2021 год предполагает снижение доли нефтегазовых доходов в структуре бюджета уже до 33%. «Это достаточно сильное падение (то есть всего за два года снижение на 7-9 процентных пунктов), которое будет связано прежде всего с пандемией и ее последствиями», - указывает Мильчакова.
Старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин полагает, что отдельные отрасли могут даже выиграть. «Нефтехимия выиграет от более высокого спроса на пластиковую упаковку, одноразовую посуду и т д», - указывает он.
комментарии(0)