Не все cостязания одинаково любимы зрителями. Фото агентства «Москва»
В РФ создается госрегулятор для спортивных ставок и азартных игр с правом следить за игровой активностью в Сети. Через эту структуру будут собираться целевые отчисления спорторганизациям, которые сейчас делаются напрямую. Власти надеются поставить под контроль доходы букмекеров и оправдать снижение бюджетных расходов на спорт и физкультуру, говорят эксперты.
В Госдуму внесен законопроект об учреждении публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр» - нового регулятора. Госкомпания будет выявлять незаконную деятельность по организации азартных игр в интернете, выступать заказчиком и оператором информсистем, которые следят за законностью проведения азартных игр, а также участвовать в разработке нормативно-правовых актов.
Она получит право организовать единый центр учета перевода ставок букмекерских контор и тотализаторов.
Предполагается также, что она в режиме реального времени будет направлять целевые отчисления общероссийским спортивным федерациям, профессиональным спортивным лигам. «Целевые отчисления общероссийским спортивным федерациям, профессиональным спортивным лигам будут направляться не организаторами азартных игр, а публично-правовой компанией, так же как и информация о принятых ставках. Таким образом, публично-правовая компания будет осуществлять централизованный мониторинг всех ставок и платежей в букмекерских конторах и тотализаторах в режиме реального времени», – следует из текста пояснительной записки.
Авторы законопроекта – депутаты Госдумы Игорь Станкевич и Виктор Дерябкин целью создания такой компании видят в необходимости «создания условий для устойчивой экономической поддержки отрасли физической культуры и спорта и обеспечения долгосрочного финансирования развития данной отрасли». Попросту говоря, новый закон должен обеспечить «привлечение новых коммерческих источников финансирования спорта в РФ».
Очевидно, поиск таких внебюджетных источников необходим, ведь траты федеральной казны на поддержку физкультуры и спорта в перспективе планируется снизить. Расходы бюджета на физкультуру и спорт в 2021 году составят 65,3 млрд руб., в 2022 году – 63,8 млрд руб., в 2023 году – 53,9 млрд руб., общее финансирование за три года, таким образом, может составить 183 млрд руб., следует из текста проекта бюджета – 2021. Таким образом, по сравнению с федеральным бюджетом на 2020–2022 годы финансирование физкультуры и спорта в 2021 году увеличится на 3,2% (больше на 2 млрд руб.), а в 2022 году уменьшится на 1,3% (меньше на 867 млн руб.).
При этом на спорт высших достижений проект бюджета предусматривает расходы в 34,9 млрд руб. в 2021 году, 36,6 млрд руб. – в 2022 году, 34,6 млрд руб. – в 2023 году. На массовый спорт предполагается выделить 25 млрд руб. в 2021 году, 22,2 млрд руб. – в 2022 году, 14,2 млрд руб. – в 2023 году. На развитие физической культуры заложено 3,9 млрд руб. в 2021 году, 3,8 млрд руб. – в 2022 году, 3,9 млрд руб. – в 2023 году.
В конце октября глава Минфина Антон Силуанов в Совете при президенте по развитию физкультуры и спорта заявил о необходимости увеличить размер целевых отчислений букмекеров. «30 млрд руб. прибыль (букмекерских компаний России. – «НГ») за 2019 год, целевые отчисления – 1,2 млрд, а налоги уплаченные – 770 млн. Мне кажется, здесь можно было бы посмотреть, ну в пару раз точно увеличить эти целевые отчисления, были бы дополнительные ресурсы (на развитие спорта в РФ. – «НГ»)», – говорил он. Президент РФ Владимир Путин тогда эти предложения поддержал.
Правительству было поручено в срок до 1 марта 2021 года разработать и внести в Госдуму проект федерального закона, предусматривающего увеличение не менее чем в два раза размера целевых отчислений от азартных игр. Также было предложено проработать вопрос о совершенствовании порядка уплаты таких отчислений, порядка их направления на развитие спорта и порядка целевого использования таких отчислений.
Внесенный в Госдуму законопроект как раз меняет базу расчета целевых отчислений и предполагает создание компенсационного фонда, сформированного за счет взносов организаторов азартных игр для обеспечения обязательств организаторов перед участниками азартных игр. На данный момент букмекерские конторы и организаторы азартных игр обязаны раз в квартал направлять целевые отчисления на поддержку спорта. База отчислений определяется как разница между суммой ставок, интерактивных ставок и суммой выплаченных выигрышей. Целевые отчисления составляют 5% от базы. При этом общий объем целевых отчислений по всем заключенным организатором азартных игр в букмекерской конторе соглашениям не может составлять менее 15 млн руб. в квартал. В свою очередь, в новом документе база расчета целевых отчислений будет определяться как доход от приема ставок, интерактивных ставок, и размер целевых отчислений будет 1% от базы.
Нынешние правила по целевым отчислениям на спорт различным спортивным федерациям и лигам появились только в 2017 году. Закон, вступивший в силу 1 апреля 2017 года, обязывал букмекерские конторы отчислять 5% своего дохода на развитие спорта тех направлений, на которые они принимают ставки. По тогдашним оценкам, один букмекер должен был отчислять не менее 60 млн руб. в год, а все легальные конторы в РФ – в сумме более 1 млрд руб. При этом в одной только «Лиге ставок», отчитываясь за 2019 год, сообщали, что компания перечислила на развитие спорта свыше 1 млрд руб.
Некоторые букмекеры тогда высказывались против таких правил. В частности, президент букмекерской компании BingoBoom Константин Макаров говорил, что целевые отчисления букмекерских контор на развитие спорта должны направляться в федеральный бюджет, а не в бюджеты спортивных лиг и федераций. В результате менее популярные в РФ виды спорта не получают целевых отчислений по причине низкого интереса к ним со стороны зрителей.
Сегодняшний интерес властей к бизнесу букмекерских компаний понятен: их бизнес весьма прибылен. По итогам 2018 года объем ставок в букмекерских конторах увеличился на 40% – с 677 млрд руб. до 1,15 трлн руб. А в 2019 году крупнейшие компании этой сферы увеличили выручку на 40% – до 153 млрд руб. Как пишет Интерфакс, первое место по выручке по итогам прошлого года было у компании «Лига ставок» (около 49,5 млрд руб.), а по прибыли – у «Фонбета» (19,4 млрд руб.). Кроме того, в 2019 календарном году букмекер тремя траншами выплатил в сумме 16,9 млрд руб. дивидендов своим собственникам против 5,34 млрд руб. в 2018 году.
При этом текущее предложение законодателей о повышении налогов на букмекерские конторы выглядит как будто бы оправданным, если учесть опыт зарубежных коллег. В Великобритании с прошлого года уплачиваемый букмекерскими конторами налог на потребление составляет 21%. Организации, зарабатывающие на ставках, тоже платят НДС. Также сообщалось, что букмекерские конторы Англии согласились платить повышенные сборы для поддержки конного спорта в стране.
Поддержка спорта – не единственный вариант, куда могут пойти налоги с азартных игр. Так, Красный Крест в Сербии получает 40% госдоходов от азартных игр.
Предложения депутатов спортивные организации и федерации пока встречают настороженно. «Комментировать данный законопроект еще очень рано», – говорит руководитель управления по развитию тотализатора «Росипподромы» Сергей Шибанов, предлагая дождаться первого чтения в Госдуме.
В свою очередь, Федерация бокса России одобряет инициативу государства, направленную на поддержку отечественного спорта. «Если создание государством публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр» позволит увеличить целевые отчисления на развитие спортивной инфраструктуры страны, подготовку спортсменов, поддержку детско-юношеского спорта, мы можем только приветствовать этот законопроект», – сообщили «НГ» в федерации.
Попытка государства усилить контроль за отчислениями букмекеров вполне обоснована, но эффективность предложенного инструмента вызывает сомнения, считают эксперты «НГ».
Сейчас по закону организаторы тотализаторов должны перечислять 5% от своих доходов спортивным федерациям, на виды спорта которых были сделаны ставки, напоминает партнер юрбюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. Однако, по его словам, направления расходования этих денег контролировать довольно сложно. Другой фактор – низкая прозрачность самих букмекерских контор. «Их деятельность во многом непрозрачна именно в отношении объемов ставок, это, конечно, не может устраивать ни спортивные федерации, ни государство, которое, в общем-то, кроме налогов от такой деятельности, ничего не получает», – говорит Шевченко.
Другой вопрос, рассуждает Шевченко, является ли способ столь резкого и всеобъемлющего закручивания гаек в этой сфере верным решением. «Практика борьбы или взятия под контроль азартных игр в нашей стране, как показывает история, часто приводит лишь к криминализации этой сферы и переходу ее в тень», – напоминает он.
Примечательно, что и в правительстве РФ существуют разные взгляды на контроль букмекерских структур. «Министерство спорта РФ не рассматривало в установленном порядке проект федерального закона «О публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр». В Минспорт России данный законопроект не поступал», – сообщили «НГ» в ведомстве Олега Матыцина. При этом в Минспорте отметили, что подготовка нормативных актов, которые регулируют вопросы организации и проведения азартных игр, отнесены постановлениями к сфере деятельности Минфина. А в Минфине «НГ» сообщили, что искомый законопроект на согласование не поступал.
комментарии(0)