Вторая волна пандемии коронавируса в РФ продолжает нарастать. Фото агентства «Москва»
Избыточная смертность за время пандемии заметно сократит население России. Только до конца года общая избыточная смертность превысит 300 тыс. человек. А с учетом снижения рождаемости общее сокращение населения превысит 600 тыс. человек, считают демографы. Экономическим измерением избыточной смертности станет сокращение внутреннего спроса в стране.
Во вторник правительственный штаб сообщил, что за последние сути в стране было выявлено 22,4 тыс. новых случаев заражения. Умерло за тот же период рекордное количество человек с начало пандемии – 442. За все время пандемии скончались 33,9 тыс. человек. Эксперты считают эти цифры чудовищно заниженными, предлагая умножать официальные данные на шесть.
Росстат ранее отчитывался о росте смертности от коронавируса. Так, в сентябре смертность от COVID-19 увеличилась на 25% по сравнению с месяцем ранее. Согласно опубликованной статистике, всего в качестве причины смерти коронавирус был выявлен у 9798 человек. И это притом, что в августе количество смертей россиян от коронавируса снизилось по сравнению с июлем на треть, сообщали в ведомстве Павла Малкова.
Российские чиновники продолжают утверждать, что смертность от коронавируса в России остается в пределах нормы. Как заявила во вторник глава Роспотребнадзора Анна Попова, летальность от коронавируса в России составляет 1,7%. «В РФ это 1,97 млн (заболевших. – «НГ»), почти 1,5 млн выздоровевших и летальность, которая составляет 1,7%. По уровню заболеваемости на 100 тыс. населения Россия занимает 62-е место в мире, 100-е – по уровню летальности», – сказала она, подчеркивая, что в мире летальность составляет 3,4%.
Некоторые эксперты такое сравнение считают не совсем корректным. «У нас в последнее время не только смертность, но и число умерших снижалось каждый год. Оно уменьшалось вплоть до мая 2020 года. А в большинстве других развитых стран, в частности в Европе, количество умерших, наоборот, постоянно росло», – напоминает бывший сотрудник Росстата, демограф Алексей Ракша.
Кроме того, эксперты ставят под сомнение отчеты Росстата и Оперативного штаба по борьбе с коронавирусом по летальности. Как рассказывает Ракша, самый точный показатель, по которому можно оценить реальную ситуацию с пандемией COVID-19, – это избыточная смертность. Под этим термином понимается временное увеличение смертности в популяции по сравнении с ожидаемой.
И избыточная смертность в стране нарастает. Росстат сообщает, что в целом по итогам девяти месяцев этого года в стране умерло 1,45 млн человек, что на 103 тыс. больше, чем годом ранее. При этом только по итогам сентября избыточная смертность в стране превысила 31 тыс., тогда как в августе она составила 13 тыс. В результате в 2020 году на 1 тыс. населения умирает свыше 13 человек, тогда как в прошлом году этот показатель составлял 12. Текущий показатель смертности на 1 тыс. человек в 13,3 – довольно высокое значение. Последние несколько лет значение этого показателя снижалось. А последний раз такое же значение фиксировалось лишь в 2012 году. По итогам девяти месяцев этого года смертность в годовом выражении увеличилась на 8%, тогда как в прошлые годы она плавно снижалась.
По мнению специалистов, Россия сегодня серьезно занижает показатели летальности, и в первую очередь те, что связаны с COVID-19. Как говорит Алексей Ракша, российские регионы не сообщают о 70–80% смертей, связанных с коронавирусом. По его прогнозам, в лучшем случае Россия по итогам года будет иметь 250–260 тыс. избыточных смертей. При этом эксперт не исключает роста и до 300 тыс. смертей по итогам года. «Число умерших в октябре-2020 в России скорее всего вырастет на 48 тыс., или 31% по сравнению с октябрем-2019. Итого за апрель–октябрь избыточная смертность может составить около 165 тыс. человек. В ноябре ситуация будет, вероятно, еще хуже, и мы превысим порог в 220 тыс. избыточных смертей», – рассказывал он.
Таким образом, не исключал демограф, в этом году мы можем выйти на естественную убыль (разность между числом рождений и смертей) около 600–650 тыс. и на избыточную смертность примерно 250–330 тыс. за весь год по сравнению с прошлым. Для сравнения: по итогам девяти месяцев этого года естественная убыль населения в РФ уже составила 387 тыс. человек, следует из данных Росстата.
При такой динамике, по мнению демографа, Россия может войти в число мировых лидеров по избыточной смертности, которая у нас растет быстрее, чем в других странах. «Сейчас мы уже обогнали США, Италию, Францию, Бельгию и, возможно, Великобританию. Впереди Испания, в которой была очень сильная первая волна. В худшем варианте мы ее тоже обгоним по избыточной смертности», – рассуждает Ракша.
По мнению эксперта, главная проблема – в некорректных данных о смертности, подаваемых службами и ведомствами. «Почти половина смертей из-за COVID-19 переносится в документах на другие нозологии уже на первом этапе – в больницах. А второй фильтр – это сайт «Стопкоронавирус.рф». В результате мы видим эти куцые цифры: например, в Кировской, или Липецкой области, или в Башкортостане на протяжении многих (до 21) дней умирает только по одному человеку в сутки, что выглядит полной чушью. Росстат прекратил публиковать информацию о других причинах смерти еще в апреле. Данные о том, сколько человек умерли от COVID-19, с COVID-19 и от пневмоний. Уже более десятка ЗАГСов в стране прекратили публиковать статистику по смертности, как только ситуация стала ухудшаться», – сетует Алексей Ракша.
По его мнению, на летальность от коронавируса приходится не менее 80% всех смертей, а официальные данные о смертности от COVID-19 можно смело умножать на шесть. «Если за неделю официально было в среднем 396 (смертей. – «НГ»), значит, реально около 2,4 тыс.», – пояснил он «НГ». Ученый приводит в пример Польшу, где уже наблюдается удвоение общей смертности за неделю «Но у нас эпидемия длится гораздо дольше, чем в Польше, и уже накоплено 200 тыс. избыточных смертей, что много и близко к первому месту среди всех развитых стран», – рассказывает Алексей Ракша.
Ракша не единственный, кто говорит об ухудшении демографической ситуации в стране. Избыточная смертность к маю следующего года может составить около 200 тыс. человек, оценивал ранее бывший президентский советник Андрей Илларионов. «200 тыс. человек – это население большого российского города, такого, например, как Псков, Южно-Сахалинск или Армавир. Другое сравнение: 200 тыс. человек – это больше, чем погибших во время двух ядерных бомбардировок Японии», – замечал он (см. «НГ» от 12.10.20).
По мнению экспертов «НГ», подобные демографические потери, возможно, вообще никак не скажутся на экономике РФ. «Учитывая структуру доходов и расходов российского бюджета, именно избыточная смертность не окажет на экономику никакого эффекта. Простой факт, что в нефтегазовой отрасли трудятся 1,5% трудоспособного населения, а отрасль формирует до 40% доходов бюджета, сводит на нет все демографические проблемы», – отмечает директор по стратегии компании «Финам» Ярослав Кабаков. Он при этом не исключает дальнейшего снижения затрат на медицину в будущем. «После прохождения пандемии коронавируса смертность от болезней, связанных с сосудисто-сердечными заболеваниями, и диабета существенно снизится. А значит, сэкономит весь социальный блок», – говорит эксперт.
Сложно говорить о «выигрыше» от пандемии Пенсионного фонда РФ (ПФР). «В 2019 году на пенсионное обеспечение граждан было направлено 10,8 млрд руб., в 2018 году – 7,1 млрд. Расходы на выплату пенсий выросли на 52,1%. Общее число умерших с COVID-19 с апреля по сентябрь составило 55,6 тыс. человек. По иным источникам, данные варьируются. Согласно данным, 46% умерших – лица пожилого возраста (от 60 до 74 лет), еще 31% – старческого возраста (от 75 лет), 22% – лица трудоспособного возраста», – рассказывает доцент РЭУ им Плеханова Ольга Лебединская, подчеркивая, что для ПФР одинаково важно и то, сколько средств не поступит в фонд.
«Пенсионная система в итоге недополучит социальных отчислений работодателей за миллионы живых и вполне здоровых людей. Многие из них потеряли работу. Многим срезали зарплату или отправили в неоплачиваемый отпуск», – считает шеф-аналитик компании «ТелеТрейд» Петр Пушкарев. Эксперт напоминает о роли пенсионных «расходов» государства. «Это деньги (пенсии), которые затем пенсионеры регулярно несут в магазины, внося свой вклад в потребительский спрос», – напоминает экономист, подчеркивая, что избыточная смертность прерывает эти экономические цепочки и создает кратный убыток по сравнению с «экономией» ПФР.
комментарии(0)