0
3624
Газета Экономика Интернет-версия

26.10.2021 20:26:00

Ковид и растущие цены порождают потребительские фобии

Россиян накрывает то новая волна заражений, то инфляционное цунами

Тэги: пандемия, коронавирус, инфляция, цб, экономика

On-Line версия

пандемия, коронавирус, инфляция, цб, экономика Почти половину семейного бюджета россияне тратят сейчас на еду и товары первой необходимости. Фото агентства «Москва»

Восстановление российской экономики схлопывается из-за новых волн пандемии, высокой инфляции, ужесточения политики Центробанка (ЦБ). Этот снежный ком порождает в обществе все больше тревог, влияющих на потребительское поведение. По опросам фонда «Общественное мнение» (ФОМ), сейчас доминируют две тревоги – новая волна заражений и рост цен. Инфляционные ожидания, которые ФОМ измеряет по заказу ЦБ, достигли максимума с конца 2016-го. Холдинг «Ромир» при этом сообщил: более 44% расходов россиян уходит сейчас на еду и товары первой необходимости, на остальном – экономят. А составители Национального индекса тревожностей, изучив новости и соцсети, выявили, что в третьем квартале среди доминирующих фобий россиян оказалась «обязательная вакцинация».

Если говорить про общество в целом, то в октябре две основные тревоги россиян – очередная, набирающая силу волна ковида и рост цен. Об этом сообщила «НГ» директор проектов фонда «Общественное мнение» Людмила Преснякова.

Так, инфляционные ожидания, измеряемые ФОМом по заказу ЦБ, в октябре снова выросли, их медианное значение составило 13,6% годовых. «Это максимум с конца 2016 года, – пояснила Преснякова. – Соответственно ухудшились потребительские настроения: индекс потребительских настроений упал на 5 единиц до 88 пунктов».

В материалах ведомства Эльвиры Набиуллиной также отмечается, что наблюдаемая населением инфляция в октябре тоже выросла: ее медианная оценка составила 16,3% (медиана предполагает, что ровно половина респондентов назвала значения выше указанного уровня, половина – ниже).

При этом рассчитываемый ФОМом индекс оценок населением масштаба эпидемии достиг 85 пунктов из 100 – это выше показателей третьей волны в июле (79 пунктов) и на уровне второй волны (84 пункта в ноябре 2020 года). «То есть тревожность по поводу ковида – на максимумах», – пояснила Преснякова. И это, как уточнила социолог, обычно влечет за собой рост тревожности по поводу работы: усугубляются опасения потери работы и снижения зарплаты.

Эти факторы сказываются на потребительском и сберегательном поведении граждан, но само их влияние не столь однозначное. «По экономической теории, в ситуации неопределенности рациональный экономический агент начинает сдерживать потребление и увеличивать сбережения, чтобы иметь подушку безопасности на случай непредвиденных обстоятельств. Однако в ситуации полуторагодовой пандемии и на фоне инфляции рациональность у людей меняется, – отметила Преснякова. – Потребление – в начале пандемии особенно, но и дальше тоже – сдерживалось внешними факторами: локдаунами и т.д. И сформировался своего рода потребительский голод – не у всех, но у заметной части населения».

«То есть люди хотят тратить деньги активнее (те, у кого они есть), в том числе чтобы замещать привычные, но недоступные траты типа путешествий или тех же ресторанов», – пояснила эксперт. Одновременно с этим инфляция не останавливается, что обессмысливает саму идею сбережений: зачем сберегать средства, если завтра на них не купишь то, что можно было купить сегодня.

«При этом тот же самый рост цен для другой части населения – у которой денег мало, – наоборот, ограничивает потребление, особенно дорогих и крупных вещей. Этой категории населения перестает хватать средств на повседневные расходы», – продолжила Преснякова.

Как сообщил во вторник исследовательский холдинг «Ромир», в сентябре более 44% расходов россиян уходили на еду и товары первой необходимости: бытовую химию, предметы гигиены и т.д. В сентябре пандемийного 2020-го доля этих расходов была выше – более 45%. Но в сентябре доковидного 2019-го эта доля была заметно ниже, тогда она составляла около 40%.

«Люди стали сокращать расходы на другие категории товаров. Большинство россиян экономят на одежде и обуви, косметике и бытовой технике, отдавая предпочтение товарам первой необходимости», – пояснила исполнительный директор «Ромира» и MILE Group Инна Караева.

Если же говорить о «поведении» граждан на рынке труда, то в этом случае на фоне страхов ковида, как сообщила Преснякова, основная стратегия – удержаться на своем рабочем месте: в сентябре 40% работников боялись потерять работу, это высокий показатель, хотя он и ниже, чем было в самом начале пандемии, когда он достигал 56%. Теперь, в октябре, по прогнозу Пресняковой, показатель вырастет.

О тревогах и даже фобиях граждан можно также судить по Национальному индексу тревожностей, который выпускается КРОС. Судя по обнародованным данным, в третьем квартале 2021-го доминирующими фобиями россиян стали «новая волна коронавируса», «обязательная вакцинация», «рост жестоких преступлений».

При этом «обязательная вакцинация» в списке главных фобий второй квартал подряд. Так, во втором квартале этого года упоминались «третья волна коронавируса», «обязательная вакцинация» и «погодные аномалии». А в первом квартале в число доминирующих фобий попали «рост цен на продукты», «действия полиции и судебных органов», «давление государства на соцсети».

Директор по аналитике КРОС Андрей Лебедев пояснил «НГ», что в данном случае это не результаты опросов: «Мы измеряем выражение тревожности или обеспокоенности по той или иной теме по СМИ и соцсетям, а затем сравниваем их». Так, отдельно высчитывается индекс приживаемости, который показывает, насколько глубоко та или иная фобия развилась в соцмедиа в сравнении со СМИ.

«В индексе тревожности мы оперируем конкретной медийной и немедийной новостной повесткой, при этом мы избегаем работы с фобиями, которые фиксируют классические социологические исследования: сюда входит вопрос благосостояния, например», – пояснил также директор по медиапроектам КРОС Петр Кирьян. «Мы фиксируем, что вопрос профилактики коронавируса сегодня стоит впереди последствий пандемии», – добавил он.

«Мы измеряем тревожности граждан, вызванные конкретными событиями и информационными поводами. Что касается падения доходов и безработицы, то тревожности в связи с ними могут попасть в наш индекс в том случае, если по ним будет не фоновая напряженность, а какие-то события, значительно актуализирующие их для медиа», – пояснил также Лебедев. В частности, инфляция попадает в перечень фобий, когда на эту тему активно высказываются представители федеральной власти, и проблема муссируется в новостной повестке.

Пока тема растущих цен продолжает оставаться в фокусе внимания как СМИ, так и пользователей соцмедиа, участвующих в дискуссиях по актуальным проблемам. По прогнозу Кирьяна, можно ожидать, что в индексе четвертого квартала скорее всего найдет свое отражение новый «мягкий локдаун».



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Принципиальные разногласия между правительством и Центробанком всплыли на ПМЭФ-2025

Принципиальные разногласия между правительством и Центробанком всплыли на ПМЭФ-2025

Михаил Сергеев

Министры просят Эльвиру Набиуллину отказаться от веры в 4% инфляции

0
3494
Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.06.25

0
3251
ПМЭФ-2025: Форум охлаждающих и охлажденных

ПМЭФ-2025: Форум охлаждающих и охлажденных

Михаил Сергеев

В Северной столице проходит главное экономическое событие года, где почти не слышат сигналов обратной связи

0
2283
Антониу Гутерриш. План спасения устойчивого развития

Антониу Гутерриш. План спасения устойчивого развития

Антониу Гутерриш

Встреча в Севилье может стать поворотным моментом для восстановления веры в международное сотрудничество

0
1429

Другие новости