0
8212
Газета Экономика Интернет-версия

24.10.2022 20:34:00

Россияне отказываются от молочных продуктов и рыбы

При росте агропроизводства доступность основных продуктов питания снижается

Тэги: экономика, агропром, потребление, структура, рацион, основные продукты, доступность, цены

On-Line версия

экономика, агропром, потребление, структура, рацион, основные продукты, доступность, цены Новости об успехах сельского хозяйства и рекордных урожаях для многих жителей страны выглядят слишком абстрактно. Фото Reuters

Новости о рекордных урожаях, хороших надоях и уловах для многих российских семей выглядят чересчур абстрактно. Потому что их рацион становится менее разнообразным: часть продуктов приходится заменять дешевыми аналогами. Так, в этом году спрос сместился с отдельных дорогостоящих категорий кисломолочной продукции на более доступное питьевое молоко. Причем и до кризиса-2022 население РФ в принципе недобирало до норм Минздрава по потреблению молока и молочной продукции. Есть проблемы с доступностью рыбы, которую нередко дешевле заменить свининой. Ретейлеры фиксируют снижение продаж рыбы. Молочная и рыбная продукция – источники относительно дорогих животных белков, и при финансовых проблемах от них начинают отказываться в первую очередь. Хуже всего ситуация с потреблением рыбы и молока оказалась в семьях с тремя и более детьми.

Увеличение в стране производства молока не привело к росту доступности для россиян разнообразной молочной продукции.

В России сократилось потребление кисломолочной продукции: за январь–июль падение в годовом сопоставлении составило около 8%. При этом за указанный период наиболее существенно просело потребление йогурта (почти на 15%), кефира и сметаны – примерно на 5%. Такие данные приводит Аналитический центр Milknews. Падение спроса сопровождалось и сокращением производства кисломолочной продукции.

«Как отмечают аналитики, падение обусловлено тем, что в 2022 году наиболее выраженной стала тенденция замещения в рационе отдельных дорогостоящих категорий кисломолочной продукции (в том числе йогурта и сметаны), а также творога более доступным питьевым молоком», – отмечается на портале центра. Также сказалась ситуация с отдельными элементами упаковки.

В сегменте молочной продукции наблюдается снижение натуральных продаж, особенно в части высокомаржинальных продуктов, таких как творожные сырки, йогурты, творожные десерты: их натуральные продажи сократились в этом году по сравнению с прошлым на 12–16%. Такие данные привел «НГ» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев.

«Устойчивый спрос сохраняется на пастеризованное молоко, сливочное масло и сметану – традиционно более популярные категории у населения», – уточнил он. Ускорение инфляции в текущем году затронуло и молочный сегмент, хотя, по словам Караваева, в крупных торговых сетях рост цен все же менее заметен, «поскольку ретейлеры удерживают минимальные наценки на самые востребованные молочные продукты».

«Сегмент молочной продукции, как и любая другая социально значимая категория, остро реагирует на изменения доходов населения», – пояснили «НГ» в пресс-службе Национального союза производителей молока («Союзмолоко»).

«Если говорить о ценах, то в этом году темпы их роста ускорились, – продолжили в организации. – Это связано с тем, что цены на сырое молоко в последние годы интенсивно увеличивались, наблюдался серьезный рост себестоимости в перерабатывающем секторе, но на цене на полке это не отражалось столь сильно».

Как уточнили в «Союзмолоке», долгое время молочники за счет собственной доходности сдерживали цены: «За 2021 год потребительские цены на молочную продукцию выросли в среднем на 5,1%, в целом по продовольственной категории – на 9,2%, однако в этом году предел сдерживания был достигнут». И с начала 2022 года рост цен на молочную продукцию составил 14,3%. Хотя к середине года можно говорить уже о некоторой стабилизации цен.

При этом из года в год российское население стабильно недобирает до норм Минздрава по потреблению молока и молочной продукции. Как сообщал Росстат по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в 2021-м потребление молока и молочной продукции составило в среднем на потребителя в год почти 265 кг, для сравнения: в 2020-м оно было примерно 272 кг. При рекомендуемой норме Минздрава – 325 кг на человека в год (см., например, «НГ» от 18.07.21).

Другой продукт, на потреблении которого столь же остро сказывается ситуация с доходами населения и потребительскими ценами, – это рыба.

234-4-3480.jpg
Продажи морепродуктов в стране заметно
сократились.  Фото агентства «Москва»
Как прогнозировал Минсельхоз, в 2022 году объемы вылова водных биоресурсов должны быть на уровне 2021-го, когда они превысили 5 млн т. Также говорилось о положительной динамике в производстве аквакультуры. «В 2021 году объем составил более 350 тыс. т. В этом году рассчитываем на прибавку в 3–5%», – сообщал глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев. Текущие показатели, по его словам, позволяют обеспечивать внутренний рынок и развивать экспортный потенциал.

«По оценкам торговых сетей, продажи рыбы снизились в среднем на 18% по сравнению с прошлым годом, особенно заметно сократились продажи лососевых, – сообщил «НГ» Караваев. – Потребление рыбы снижается на протяжении последних семи лет: за этот период оно сократилось почти на треть на фоне роста цен (почти на 90%) из-за мировой конъюнктуры и увеличения экспорта».

По данным Росстата (итоги выборочного обследования), при прошлогодних уловах население стало потреблять рыбы меньше, чем раньше. Так, в 2021-м потребление рыбы и рыбопродуктов составило в среднем на потребителя в год 21,7 кг, для сравнения: в 2020-м показатель был 22,2 кг. Норма Минздрава: 22 кг на человека в год.

«По нашим данным, сокращение потребления рыбы составляет около 20% по сравнению с 2021-м. Если проанализировать девять месяцев текущего года и прошлого, то мы увидим, что при примерно схожей динамике вылова импорт сократился на 35%, а экспорт увеличился на 20%», – сообщил «НГ» председатель «Рыбного союза» Александр Панин.

«Несмотря на снижение цен на отдельные виды рыб (минтай, сельдь, иваси), нельзя сказать, что в целом рыба становится для россиян доступнее. В течение года мы наблюдали ценовые скачки на потребительском рынке из-за санкционного давления, подорожания международной логистики и прочих субъективных и объективных причин», – говорит Панин. По его данным, «в среднем рост цен составил около 20% к началу года». По данным Росстата, в сентябре рыба и морепродукты были дороже, чем в начале текущего года, на 12,4%.

«Потребление и рыбы, и молочной продукции в 2022 году сократится, – прогнозирует эксперт Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Юлия Никулина. – И рыба, и молочные продукты – это источники относительно дорогих животных белков в рационе. При снижении доходов населения товаром-субститутом в этом случае выступают более дешевые мясо птицы и свинина (в расчете на 1 грамм белка). А в группах населения с крайне низкими доходами стоит ожидать перехода вовсе на «углеводную диету», то есть увеличения в рационе доли хлебобулочных и макаронных изделий, растительного масла, картофеля».

По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы, в сентябре в среднем по стране свинина (кроме бескостного мяса) стоила около 310 руб. за кг, а бескостная свинина – чуть больше 400 руб. за кг. Куры охлажденные и мороженые стоили около 182 руб. за кг. А рыба живая и охлажденная стоила 270 руб. за кг в среднем по РФ. Впрочем, цены на филе рыбное превышают уже 475 руб. за кг, а если говорить о рыбе лососевых пород охлажденной и мороженой, то ее стоимость за килограмм достигает почти 1,1 тыс. руб.

Еще одна проблема, по словам Никулиной, – дифференциация потребления по группам населения с различными доходами: «Так, в структуре затрат на продукты питания молоко на первый взгляд занимает не так много – около 7% в среднем по России. Тем не менее потребление молока не однородно по категориям потребителей, а именно по группам населения с разным уровнем доходов».

«Потребление молока в первой децильной группе (с наименьшими доходами) почти в два раза ниже относительно десятой децильной группы (с наивысшими доходами): 178 кг и 348 кг на члена домохозяйства соответственно, по данным за 2020 год, – говорит Никулина. – При этом в первые децильные группы часто попадают семьи с детьми и пенсионеры, а ведь молоко и молочные продукты – это социально значимый продукт».

Добавим к этому, что, по Росстату, хуже всего ситуация с потреблением и молочной продукции, и рыбы оказалась в семьях с детьми, и особенно – с тремя и более детьми. В 2021-м в таких семьях потребление молока и молочной продукции составило около 195 кг на потребителя, а рыбы и рыбных продуктов – примерно 14 кг на потребителя. По сравнению с 2020-м объемы потребления в прошлом году снизились.

«Меняется структура потребления в сторону приобретения более доступных инфериорных (это в том числе менее качественные варианты. – «НГ») товарных категорий на фоне роста цен», – отмечает также доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. При сохранении спроса на традиционные товары спрос на товары премиум-класса, да и не только на них, будет падать. 

«В целом продовольствие стало менее доступным по цене. Происходит перетекание спроса в те сегменты рынка, в которых представлена наиболее дешевая продукция», – соглашается гендиректор компании «ИВА Траст» Виктор Шахурин. Ключевой аспект – сокращение реальных располагаемых доходов населения. При этом истинные значения этого сокращения, как полагает эксперт, существенно превышают то, что показывает статистика, так как часть доходов россиян оставалась в тени.

В то же время, как уточнил Шахурин, относительно высокий курс рубля сдерживает рост экспорта продовольствия, и это частично перераспределяет продукцию как раз на внутренний рынок.



Читайте также


Природный газ становится в России дороже, чем в США

Природный газ становится в России дороже, чем в США

Михаил Сергеев

Рыночные цены на топливо сейчас ниже государственных

0
1198
Пекин готов и к торговой, и к настоящей войне с Америкой

Пекин готов и к торговой, и к настоящей войне с Америкой

Владимир Скосырев

Расходы Китая на оборону увеличатся на 7,2%

0
954
Мерца обвиняют в обмане избирателей

Мерца обвиняют в обмане избирателей

Олег Никифоров

Глава ХДС отказался от предвыборных обещаний ради поддержки Украины

0
744
Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 03.03.25

0
855

Другие новости