0
3998
Газета Экономика Интернет-версия

14.11.2022 21:06:00

Развитие общественного транспорта стагнирует под разговоры о нацпроектах

Городская среда оказалась разорванной между вице-премьерами правительства

Тэги: общественный транспорт, качество, проблемы, нацпроекты, городская среда

Все статьи по теме "Санкционные войны"

общественный транспорт, качество, проблемы, нацпроекты, городская среда Транспорт требует постоянной поддержки общественности. Фото с сайта www.vn.ru

Общественный транспорт испытывает трудности, связанные не только с ограничением поставок иностранных запчастей, но и проблемы, известные в связи с пословицей «у семи нянек дитя без глазу». Идет сокращение маршрутов и количества транспорта на них. Из-за того, что городская среда разорвана на несколько национальных проектов, строители вводят жилье, а новоселам не на чем добраться до работы, ведь за общественный транспорт отвечают другие вице-премьеры (у электробусов и трамваев, например, отдельный куратор). Общественные структуры до замеров удовлетворенности пассажиров не допускаются (а это основной показатель нацпроекта), а сами перевозчики или их заказчики в мэриях таких замеров то ли не проводят, то ли засекретили.

Последний год оказался непростым для повестки развития общественного транспорта в регионах, отмечают авторы исследования качества общественного транспорта в российских городах, которое опубликовано в виде рейтинга. Они отмечают разрыв сложившихся логистических цепочек, перебои с поставками комплектующих, рост цен и другие факторы, которые затрудняли работу как операторов перевозок, так и производителей подвижного состава.

За год в 84 крупнейших городах РФ были закрыты 200 маршрутов наземного общественного транспорта (190 автобусных линий и десять10 троллейбусных), сообщили в компании Simetra, которая публикует рейтинги с 2020 года. По данным исследования, сократилось и число транспорта: автобусов на 7%, с 61 тыс. до 56,7 тыс., троллейбусов и трамваев – на 3%, с 11,9 до 11,6 тыс. При этом снижается интенсивность – за год средний интервал движения увеличился с 16 до 19 минут, а среднее ожидание на остановках увеличилось с 1,8 до 2 минут.

Оставляет желать лучшего и качество транспорта. Например, из 440 тыс. автобусов 84% уже превысили нормативные сроки эксплуатации, а средний возраст общественного транспорта составляет 17,4 года. За последний год ситуация улучшилась, но не кардинально. Средний возраст трамваев сократился на четыре месяца (26,9 года), троллейбусов – на 1 месяц (14,3 года), автобусов – около 7 месяцев (8,6 года). При этом число заявленных на линиях автобусов сократилось с 61 до 56,7 тыс., среди машин среднего и малого классов – с 49 до 45 тыс.

Первые два места в российском рейтинге качества транспорта заняли Пермь и Новокузнецк – города, которые провели комплексную реформу общественного транспорта в последние годы (Москва и Санкт-Петербург исследуются, но не рейтингуются,T так как сильно выделяются по количеству жителей и бюджетам).

В рамках нацпроекта «Общественный транспорт» в 2022 году планируется потратить почти 33 млрд руб., в том числе из федерального бюджета – 2,7 млрд. Главные мероприятия – это обновление подвижного состава и инфраструктура наземного электротранспорта. «В ближайшее время обновим автобусные и троллейбусные парки в девяти городских агломерациях, направим в регионы 333 единицы техники», – рассказывал в конце июня вице-премьер Марат Хуснуллин. Оператором программы поставок новых автобусов, троллейбусов и трамваев является «Государственная транспортная лизинговая компания», техника приобретается с существенной скидкой с применением механизма льготного лизинга.

По национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в 2020–2021 годах в регионы уже поставлено больше тысячи единиц общественного транспорта. До 2024 года в 21 городскую агломерацию планируется поставить еще столько же. На эти цели из федерального бюджета будет направлено порядка 10 млрд руб., отмечал вице-премьер.

Сокращение маршрутов на 4% и количества подвижного состава в общественном транспорте – это результат оптимизации, объяснил «НГ» член комиссии Общественной палаты по территориальному развитию и местному самоуправлению Илья Зотов. Дело в том, что в 90-е, нулевые годы на дорогах городов и поселков царила вольница, частные перевозчики в погоне за пассажиром запускали через одну и ту же остановку несколько маршрутов, что само по себе неплохо. Однако многие перевозчики работали в серой зоне, не платили налоги. Сейчас основные маршруты передаются муниципальным перевозчикам, которым власти субсидируют перевозку социальных категорий граждан. В итоге идет сокращение не только маршрутов, но и количества транспорта, так как более крупный перевозчик часто меняет много маршруток на один большой автобус. «В 2021 году в стране действовали свыше 5 тыс. маршрутов общественного транспорта, – говорит Зотов, – сейчас их стало на 200 (около 4%) меньше».

Подобные показатели не регламентируются национальным проектом. Там основные из них связаны с косвенными показателями: например, доля пользователей, указавших на повышение качества транспортного обслуживания за последние 3 года должна была вырасти до 12% в 2021 году, а в 2024 ориентир уже 25% (35% в 2030).
Но насколько в реальности выросла эта удовлетворенность определить невозможно. «Подобные исследования у нас не проводятся независимыми, например, общественными организациями, потому что это дорого, а перевозчики не горят желанием открывать доступ к своим данным. Другие исследования, если они проводятся или самими перевозчиками или, например, муниципалитетами, во-первых, отсутствуют в свободном доступе, во-вторых, не могут считаться объективными», - говорит Зотов.

Через нацпроекты центральные власти берут на себя больше ответственности за формирование городской среды, однако, оказывается, что федеральные проекты иногда разрывают эту среду на части. За нацпроект «Жилье и городская среда» отвечает Марат Хуснуллин, за федпроект «Общественный транспорт» – первый вице-премьер Андрей Белоусов. Но у электрического общественного транспорта отдельный куратор – руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко. В итоге в городах сплошь и рядом появляются новые микрорайоны, рядом с которыми нет остановок общественного транспорта.

В апреле Дмитрий Григоренко сообщил, что правительство одобрило 10 заявок на обновление электротранспорта в областных центрах. 10 проектов предусматривают поставку более 600 вагонов трамваев и около 300 электробусов, а также строительство и реконструкцию более 700 км трамвайных путей и порядка 90 зарядных станций для электробусов. Предполагаемый объем инвестиций в инфраструктурные проекты оценивается в 231 млрд руб. Проекты будут финансироваться за счет средств инвесторов, кредитов «ВЭБ.РФ» и федерального бюджета.
«Сокращение маршрутов может идти по разным причинам, самые важные две: кончился запас ресурса на обслуживание маршрутов (это очень общее понятие, состоит из множества составляющих), идет сокращение невостребованных направлений, исключение дублирования и оптимизация сети, – пояснил «НГ» директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин. Само по себе это не всегда негативный процесс, считает эксперт. «Настораживает то, что одновременно растет пропорция в пользу числа маршрутов на нерегулируемом тарифе, т.е. маршруток», - говорит эксперт.
Информация об общем уменьшении пассажиропотоков косвенно подтверждает это. Однако снятие автобусов с направлений может негативно сказаться и на перспективах развития.



Читайте также


Централизация школьной системы неизбежна

Централизация школьной системы неизбежна

Игорь Аглицкий

Когда можно будет говорить о едином образовательном пространстве

0
1122
Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
3803
Тепло теряется везде – и в сетях, и в домах

Тепло теряется везде – и в сетях, и в домах

Анастасия Башкатова

Значимая доля жилищного фонда России остается энергорасточительной

0
2188
Между ведомствами затерялось государственное имущество на сотни миллиардов рублей

Между ведомствами затерялось государственное имущество на сотни миллиардов рублей

Михаил Сергеев

Уровень беспорядка в учете изъятой коррупционной собственности, вероятно, выше, чем считают аудиторы

0
2591

Другие новости