0
6275
Газета Экономика Интернет-версия

28.12.2022 15:33:00

Почему самолеты летают?

Тэги: транспорт, авиация, авиадвигатель, одк, пд14, технологии, ТВ7117СТ01, пд8, АЛ41СТ, ГТД110М, ПД35


транспорт, авиация, авиадвигатель, одк, пд-14, технологии, ТВ7-117СТ-01, пд-8, АЛ-41СТ, ГТД-110М, ПД-35 Фото пресс-службы ОДК

По небу. Этот весёлый ответ нам знаком с детства. Люди, знающие физику, обязательно расскажут про форму крыла и разницу в давлении, благодаря чему самолет действительно поднимается в воздух. Однако ключевой элемент движения и полета – газотурбинный авиационный двигатель – всегда остаётся за кадром. Но ирония судьбы в том, что без него никто и никуда не полетит. Так что же такое двигатели и какую роль они играют в нашей жизни и в экономике страны?

Авиационное газотурбинное двигателестроение официально признано одной из самых высокотехнологичных отраслей промышленности наравне с освоением космоса и атомной энергетикой. Сегодня в мире всего пять стран способны обеспечить полный цикл производства и обслуживания газотурбинных двигателей, и Россия – в их числе. Тогда как стран, выпускающих самолёты и вертолеты, гораздо больше. Созданная ещё столетие назад двигателестроительная отрасль успешно развивалась в Советском Союзе, пережила трудный для страны переходный период 90-х годов и в последние годы снова начала активно развиваться. И если в советское время отрасль состояла из ряда отдельных заводов в разных городах, то сегодня практически все предприятия собраны в Объединённую двигателестроительную корпорацию Ростеха, которая аккумулировала усилия по развитию отрасли.

Нет двигателя – летательные аппараты в воздух не поднимутся, а как следствие – нет собственной авиации. Сегодня мы это ощутили в полной мере. Западные страны закрыли доступ к своим технологиям и продуктам, Boeing и Airbus покинули наш рынок. Нам не поставляют самолеты, авиационные силовые установки, а стране необходимо летать. В советское время был свой огромный гражданский флот, но он был уничтожен. И сегодня стало ясно, что это было не случайно. Нет собственной гражданской и военной авиации – на страну можно легко давить, ее можно уничтожить. Еще раз напомним – всего пять стран производят авиационные двигатели, и ключ к созданию воздушного флота находится именно у них.

Господство в воздухе является одной из основ стратегии ведения современной войны. Еще с советских времен наша боевая, транспортная, стратегическая авиация имеют двигатели, которые позволяют отечественным самолётам и вертолётам быть конкурентоспособными в воздухе. Более того, в последние годы ОДК, впервые после советского периода, при поддержке Госкорпорации Ростех создала новые образцы техники и продолжает активно работать над уникальными, прорывными силовыми установками будущего.

Наша страна огромна, ей жизненно необходим гражданской флот, чтобы связать Владивосток и Калининград, Самару и Уфу и еще сотни других городов. Есть места, куда кроме авиации вообще никто добраться не в состоянии, а там живут и работают наши соотечественники. А как же доставка работников на газовые и нефтяные месторождения! Сегодня мы можем легко представить, где была бы страна, если бы ради покупок за рубежом всю авиационную промышленность пустили под нож … Авиапром необходимо не просто сохранять, нужно поддерживать и стимулировать его развитие.

18681616_b.jpg
Фото пресс-службы ОДК
Но настоящий прорыв состоялся в последние годы и отчасти вопреки общему тренду последних лет. Первой ласточкой стал ПД-14 – авиационный двигатель российской разработки мирового уровня для среднемагистрального самолета МС-21. Это пропуск в элитный клуб мировой авиации и будущее российского гражданского флота. Это уверенность в том, что мы сохраняем свой технологический суверенитет и мы способны себя обеспечить сами. В 2020 году этот двигатель впервые поднял в воздух самолет, а на днях ожидается его сертификация в составе МС-21. Следующий шаг - массовое серийное производство.

За последние годы ОДК существенно увеличила эффективность своей работы. Создан двигатель ТВ7-117СТ-01 для регионального самолета ИЛ-114-300, который жизненно необходим для связи между небольшими городами в разных климатических и инфраструктурных условиях. Для еще одного регионального самолета SSJ New заканчивается создание современного двигателя ПД-8. Сейчас он уже начал летные испытания. В процессе разработки двигатель-демонстратор технологий ПД-35 для дальнемагистральной авиации.

Работа по решению таких важных, стратегических государственных задач идет, результаты есть, и здесь важно активно помогать – финансово, организационно, законодательно. Создавать лучшие условия и требовать максимальный результат — вот что необходимо.

Нужно отметить, что разработка силовой установки с нуля занимает около десяти лет, но это еще и уметь нужно! Конструкторы авиационных двигателей — это золотой фонд российской инженерной школы и мысли. Сегодня активно реализуется масштабная программа «Крылья Ростеха», в рамках которой при участии предприятий и ведущих технических вузов страны готовятся инженеры нового поколения и в отрасль привлекается талантливая и целеустремленная молодежь.

Перекачка газа, генерация электроэнергии на месторождениях — это еще одна незаметная ниша работы газотурбинного двигателя. В советское время конструктор Дмитрий Кузнецов впервые предложил применить их для нефтегазовой отрасли, и получилось очень успешно. В условиях резкого сокращения поставок импортных газовых турбин ОДК смогла предложить компаниям топливно-энергетического комплекса принципиально новые отечественные технические решения.

Взят курс на выпуск наземной продукции с максимальной эффективностью производства, рост серийности и унификацию оборудования. А созданная в 2019 году дочерняя компания «ОДК Инжиниринг» консолидировала поставки наземной продукции корпорации.

Одной из наиболее заметных инициатив наземного направления ОДК стала совместная с ПАО «Газпром» по разработке унифицированного газоперекачивающего агрегата УГПА-16(25), который рассчитан на использование газотурбинных двигателей различной мощности без изменения конструкции основного оборудования. Унификация значительно сокращает сроки проектных работ, монтажа, пусконаладки и в целом снижает стоимость агрегата. Два пилотных газотурбинных агрегата УГПА-16 уже успешно введены в эксплуатацию на компрессорной станции «Юбилейная» в Вологодской области.

Также ОДК разрабатывает индустриальные газотурбинные двигатели нового поколения, в частности, АЛ-41СТ, который призван занять рыночную нишу силовых турбин в сегменте мощности от 25 до 40 МВт. В 2023 году АЛ-41СТ будет установлен для испытаний на компрессной станции «Арская» в Татарстане. В 2025 году ОДК будет готова предложить рынку двигатель мощностью 32 МВт, а также установки и агрегаты на базе этой турбины.

Успешно реализуется программа импортозамещения оборудования в проектах освоения морских месторождений России. В 2022 году ОДК провела испытания первого отечественного энергетического агрегата морского применения ГТА-8 мощностью 8 МВт. Четыре таких изделия в первом квартале 2023 года будут поставлены на ледостойкую морскую платформу добычи газа на месторождении «Каменномысское-море» в Ямало-Ненецком автономном округе.

Знаковое событие для российского машиностроения - изготовление первой серийной турбины большой мощности ГТД-110М. Ранее аналогичное оборудование приходилось импортировать из стран дальнего зарубежья. Отличительные особенности двигателя ГТД-110М по сравнению с импортными аналогами – меньший вес и габариты, а также более высокие показатели топливной эффективности. В результате программы модернизации российских ТЭЦ турбины большой мощности станут основным оборудованием на теплоэлектростанциях в своём классе.

Без двигателя не полетит ни один самолёт, а без самолёта не будет и авиации, без турбин не пойдет газ по газопроводам. Без двигателя невозможно движение, а без движения – сама жизнь. Прекрасная для всех нас новость в том, что газотурбинное двигателестроение в России есть.


Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
1029
Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.06.25

0
1511
Конфликт Израиля и Ирана ставит под удар Центральную Азию

Конфликт Израиля и Ирана ставит под удар Центральную Азию

Виктория Панфилова

Страны региона теряют выход к Персидскому заливу

0
3691
Константин Ремчуков. Китайские ограничения в торговле редкоземельными металлами сильно «напрягли» ЕС и США

Константин Ремчуков. Китайские ограничения в торговле редкоземельными металлами сильно «напрягли» ЕС и США

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 9 июня 2025 г.

0
4515

Другие новости