0
5213
Газета Экономика Интернет-версия

10.08.2023 20:46:00

Пункты выдачи заказов – уже не главный драйвер франшиз в России

Рост числа новостроек, онлайн-торговля и релоканты повышают спрос на готовый бизнес

Тэги: экономика, кризис, спрос, готовый бизнес

Все статьи по теме "Санкционные войны"

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

экономика, кризис, спрос, готовый бизнес Кризис стимулирует спрос на готовый бизнес. Фото Александра Артеменкова/PhotoXPress.ru

В России продолжается «кругооборот бизнеса в природе». Спрос на покупку готовых компаний и франшиз в России продолжил расти. По итогам второго квартала 2023 года он увеличился более чем на 10% в годовом выражении. Самые востребованные сферы – онлайн-торговля (пункты выдачи заказов, ПВЗ), общепит (кафе, рестораны, фастфуд) и интернет-магазины под ключ. Эксперты «НГ» поясняют, что спрос на готовый бизнес обычно растет во времена кризисов, кроме того, его стимулируют и другие процессы, происходящие в экономике РФ.

Спрос на покупку готовых компаний и франшиз в России по итогам второго квартала 2023 года вырос на 11% в годовом выражении, самые востребованные сферы – онлайн-торговля и общепит, свидетельствуют данные рейтинга инвестиционной привлекательности бизнеса, подготовленного экспертами онлайн-платформы «Авито».

При этом бизнес явно облюбовал отдельные регионы, где рост сильно превышает средний по стране. Например, в Ижевске готовый бизнес искали в 2,2 раза чаще, чем в 2022 году, в Сочи – на 36% чаще, в Красноярске – на 27%. Активно готовым бизнесом интересовались в Москве (рост на 23%), Нижнем Новгороде (+22%) и Челябинске (+22%).

Самыми популярными видами бизнеса остаются пункты выдачи заказов, предприятия общественного питания, а также интернет-магазины (в том числе их создание под ключ под конкретного заказчика). На двух лидеров рейтинга – ПВЗ и заведения общепита – в апреле-июне приходилось по 18% в общей структуре спроса. Доля интернет-магазинов в структуре спроса составила 8,4% против 4,2% во втором квартале 2022 года. Замыкают топ-5 рейтинга компании сферы услуг (8,3% против 17,8% годом ранее) и сферы красоты и ухода (здесь рост доли до 8% против 6,2%).

В первом квартале нынешнего года аналитики «Авито» отмечали заметно более высокий рост спроса, тогда в годовом выражении он составлял 32%. Самыми востребованными категориями бизнеса в структуре спроса были ПВЗ (18% от общего спроса), а также предприятия общественного питания (17,5%). Замыкали тройку лидеров по доле интернет-магазины: их приобретением интересовались почти 9% потенциальных покупателей бизнеса. Тогда аналитики говорили о наиболее высоком росте динамики спроса на бизнес-структуры в области стоматологии и вообще медицинские организации, а также IT-компании и интернет-магазины: рост в 2,6 раза в целом по стране.

В начале года лидерами были предприниматели Удмуртии – там рост спроса почти в 2,5 раза, Московской области – в 1,5 раза и Воронежской области и Краснодарского края – на 50%. При этом в Астраханской области спрос на покупку медицинских учреждений вырос в 21 раз, а в Татарстане в 4,7 раза чаще хотели купить IT-компании или онлайн-магазины. В тройку лидеров по темпам роста спроса тогда также входил бизнес в сфере красоты и ухода за собой, его покупкой россияне стали интересоваться почти в 2 раза чаще. При этом в Удмуртии спрос на салоны красоты вырос в 7 раз, в Амурской и Нижегородской областях – в 2,4 раза.

Всплеск интереса к готовому бизнесу аналитики отмечали еще в апреле 2022 года, то есть через месяц после начала СВО. По итогам апреля 2022-го спрос увеличился на 37% по сравнению с февралем, свидетельствовали данные исследования сервисов «Юла» и «Объявления ВКонтакте». Самые высокие темпы роста тогда показал бизнес, связанный с сельским хозяйством: заинтересованность в нем за апрель увеличилась почти на 270%. Количество запросов на покупку производственного бизнеса с февраля по апрель увеличилась на 130%. За январь-апрель спрос на интернет-бизнес повысился на 114%, на гостиницы и хостелы – на 108%, в области строительства – на 104%.

«Сегодняшний рост спроса на готовый бизнес связан с кризисной ситуацией, проведением СВО, такая же реакция была и во времена пандемии. И это укладывается в международные тренды, аналогичная реакция была в моменты острых кризисов в Мексике, Аргентине, Бразилии и даже в Китае», – сказал НГ» директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко.

По словам эксперта, основные покупатели – это бизнесмены, которые выводят деньги из своих проектов, возможно не самых успешных, и вкладывают средства в более надежные виды готового бизнеса. «На фоне падения доходности других инструментов франшизы выглядят более привлекательно на уровне той же недвижимости. Кстати, часто владельцами новых бизнесов становятся покупатели жилья в новостройках, которым предлагают кроме их квартир купить еще и помещения на первых этажах под брендированную булочную, например. Есть даже совместные ипотечные программы для таких вложений», – говорит эксперт.

Кроме того, отмечает Михайличенко, заметно стимулирует процесс и рост онлайн-ретейла (об этом процессе «НГ» писала в номере от 03.08.23). Классический ретейл сокращает продажи, но продажи в интернете растут быстрыми темпами, этим и пользуются владельцы готовых бизнесов. «На готовности населения вкладываться в детей растет спрос на готовый бизнес в дополнительном образовании – в области робототехники, алгоритмике, популярны языковые курсы, разнообразные спортивные секции. Продолжают развиваться и сети частных медицинских лабораторий, популярна и в целом частная медицина, в которой мы заметили процесс предложения услуг все более узких специалистов, например, урологов и гинекологов», – говорит Михайличенко.

«Еще одно интересное направление развития продаж готового бизнеса – движение российских предпринимателей в страны СНГ. Бизнес по франчайзингу двинулся в соседние страны, куда переехало заметное количество релокантов из РФ, которых привлекают «знакомые вывески», – отмечает эксперт.

Представитель «Авито» Илья Дудковский объясняет растущий интерес к покупке готового бизнеса несколькими факторами. С одной стороны, трендом на развитие собственного дела, который сформировался на фоне экономических изменений последних лети становится для граждан все более привлекательным видом деятельности. «С другой стороны, многообразие вариантов вложений в бизнес – от приобретения уже готовой компании или франшизы до покупки доли или участия в бизнесе в качестве соинвестора – дает возможность выбора наиболее подходящей модели инвестирования. При этом драйверами спроса остаются сферы, связанные с онлайн-торговлей и строительством инфраструктуры внутри страны», – сказал Дудковский. При этом, по словам эксперта, пик роста инвестиционного интереса к покупке ПВЗ пройден и спрос на них стабилизировался, в то время как желающих вложиться в покупку кафе, ресторанов или фастфуда с каждым годом все больше – по сравнению со вторым кварталом 2022 года спрос на них вырос на 32%.

Как в любой инвестиции, вложение в готовый бизнес не всегда гарантирует прибыль. «Такой готовый бизнес, как кофейня, пункт выдачи, салон красоты, общепит, не имеет смысла приобретать – если только он не продается дешевле стоимости оборудования. Это не самый сложный к открытию бизнес, конечно, проще сделать самому как нужно», – считают бизнесмены, комментирующие ситуацию в специализированных изданиях. Готовый бизнес, если он приносит прибыль, никто не продаст дешево, пишет другой. «Если продают бизнес, в 99% случаев он убыточный. Покупал салон красоты, поначалу был в минусе на 50 тыс. руб. в месяц», – сообщает он. «Точка, которую я создаю сам с нуля, с ремонтом и прочими расходами, работой в минус в первые месяцы, никак не может выйти дешевле 3,5–4 млн руб. А хорошая точка, которая стабильно приносит прибыль, никогда не продавалась дешевле двух-трех стоимостей открытия подобной точки, то есть 7–12 млн руб.», – говорят опытные в этом деле предприниматели. 


Читайте также


Реальные расходы населения показали в августе нулевой рост

Реальные расходы населения показали в августе нулевой рост

Михаил Сергеев

Экономика РФ балансирует на грани общего спада при бурном увеличении бюджетных трат

0
784
Отдых на море стал неподъемным для многих итальянцев

Отдых на море стал неподъемным для многих итальянцев

Александр Тараканов

За пять лет цены на пляжные услуги на Апеннинах выросли на треть

0
580
Ереван могут попросить покинуть Евразийский экономический союз

Ереван могут попросить покинуть Евразийский экономический союз

Виктория Панфилова

Позиция Армении по Зангезурскому коридору создает проблемы на пути свободного перемещения товаров и услуг

0
854
Тень МУС над Аляской

Тень МУС над Аляской

Бахтияр Тузмухамедов

Ордер Международного уголовного суда не помешает российско-американскому саммиту

0
518

Другие новости