Из-за высоких цен и низких доходов многие россияне выбирают автомобили постарше. Фото РИА Новости
Россияне за девять месяцев 2023 года потратили на покупку подержанных автомобилей 4,3 трлн руб. Наибольшей популярностью у россиян пользуются «престарелые» машины, сообщает агентство «Автостат». Старение парка легковых машин угрожает не только безопасности на дорогах, но и перспективам восстановления экономики, считают эксперты.
В сентябре в РФ было продано почти 510 тыс. автомобилей с пробегом. Это на 8% меньше, чем в августе, но на 11% больше, чем год назад. Сентябрь стал вторым по количеству проданных машин с месячным пробегом за три квартала 2023 года. Общий объем продаж подержанных легковых автомобилей в текущем году уже превысил 5 млн штук, на 1,1 млн, или на 27% автомобилей больше, чем год назад. По итогам 2023 года размер авторетейла в сегменте легковых машин с пробегом приблизится к 7 млн штук, считает руководитель «Открытие. Авто» Марина Дембицкая.
Исследователи отмечают, что наиболее популярны среди таких машин те, которые постарше. Больше всего денег уходит на автомобили в возрасте от 10 лет и старше, причем их доля растет. В сентябре на них было потрачено 204,7 млрд руб., или 38,6% от общей суммы, а в августе на долю таких старых машин приходилось 36,6% всей финансовой емкости вторичного рынка. А доля автомобилей других возрастных категорий в структуре затрат сокращается: если более «свежим» машинам (возрастом до 5 лет) в августе принадлежало 32,1% всей емкости, то в сентябре уже 30,8% – в начале осени на них ушло 163,3 млрд руб. Автомобили в возрасте 5–9 лет обошлись россиянам в 162,8 млрд руб. За месяц их доля уменьшилась – с 31,4% в августе до 30,7% в сентябре.
Основная причина популярности старых (особенно 10-летних и старше) автомобилей в том, что они стоят дешевле по сравнению с машинами других возрастных категорий, сказал «НГ» эксперт «Автостата» Азат Тимерханов. «Их покупают значительно больше (65–70% от всего вторичного рынка), чем остальных, поэтому и денег на них в сумме тратится больше», – отметил он.
Эксперты давно отмечают старение российского автопарка, и теперь процесс идет еще активнее на фоне дефицита иномарок в РФ и роста цен на автомобили. По данным «Автостата», в 2023 году в России зарегистрировано около 54 млн автомобилей, из которых на легковые авто приходится более 80%. Проанализировав данные ГИБДД, агентство пришло к выводу, что средний возраст этих машин – 14,7 года.
По разным оценкам, средняя цена нового автомобиля на российском рынке в первом полугодии была от 1,9 млн руб. (по данным исследования «СберАвто» и аналитического ресурса «Чек Индекс») до 3,9 млн руб. (по данным «Авто.ру»). «Автостат» придерживался средней оценки в 2,6 млн руб – на 10% больше аналогичного показателя прошлого года. Есть разброс и в оценках цен на б/у авто, хотя общий тренд одинаков – подорожание. «СберАвто» и «Чек Индекс» указывают, что автомобили с пробегом подорожали в среднем на 18% – с 1,1 до 1,3 млн. Ресурс «Авто.ру» сообщал, что средняя цена подержанных авто возрастом до 15 лет составила 2 млн руб. Средняя цена подержанного легкового автомобиля в сентябре 2023 года составила 1,54 млн руб., и этот показатель впервые преодолел отметку в 1,5 млн, отмечают в «Автостате».
Автомобили от 10 лет и старше являются популярными среди покупателей из-за низкой по сравнению с авто 3–5 лет стоимости, подтвердил для «НГ» директор по продажам автомобилей с пробегом «Автодом» и «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов. Однако он предупреждает, что большинство таких автомобилей не отвечают требованиям по безопасности. «У них большой пробег и выше риски возникновения неисправностей и поломок. Увеличение сроков владения автомобилем и общее старение автопарка повышают спрос на ремонтные работы и техобслуживание», – говорит Желобов.
Некоторые эксперты видят даже макроэкономические проблемы в связи с ростом популярности старых машин. В тенденции приобретения авто старше 10 лет есть серьезный негатив, считает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Чередниченко. «Во-первых, даже качественные автомобили, имеющие серьезный срок эксплуатации, несут в себе повышенную опасность не только для владельцев, но и для окружающих, во-вторых, такие автомобили уже в принципе не могут отвечать сегодняшним стандартам как в экологии, так и в потребительских свойствах. И, наконец, стоимость обслуживания этих автомобилей существенно превышает затраты, относительно содержания современных моделей. Повышенные затраты, в свою очередь, выступают в качестве ощутимой составляющей, уменьшающей реальные располагаемые доходы их владельцев. А это «изъятие» – прямой урон для экономики на макроуровне», – говорит он.
«Дефицит некогда традиционных для россиян автобрендов, включающих продукцию немецких, японских, корейских и американских производителей, спровоцировал резкое увеличение цен: по ряду моделей они показали прирост, превышающий 100, а в некоторых случаях и 200% на новые автомобили. Ответ на такую ситуацию со стороны потребителей был прост: переориентация на вторичный рынок и приобретение там проверенных брендов», – сказал «НГ» Чередниченко.
Большую часть «пробежного» авторитейла нашей страны продолжают занимать российские (27,3%) и японские (26,9%) машины, сообщали в «Открытие Авто». На технику из Германии приходится 13,9%, а за «корейцами» осталось 12,8%. Автомобили более чем из десяти стран делят между собой оставшиеся 19%, среди которых на «китайцев» приходятся скромные 2,3%.
Несмотря на то что средние цены новых иностранных автомобилей в России сейчас превышают расценки в других странах, объемы рынка РФ в новых «штуках» продолжали уверенно расти, оказавшись второй месяц подряд выше 100 тыс. авто. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в сентябре покупателей нашли 116,3 тыс. легковых автомобилей, это лучший результат с декабря 2021 года. Ожидается, что с учетом параллельного импорта в 2023 году может быть реализовано порядка 1,1 млн новых автомобилей.
Основу продаж по-прежнему составляют АвтоВАЗ и пять «китайцев» (Chery, Haval, Geely, Changan и Omoda). Общая доля российских брендов за 9 месяцев 2023 года достигла 42%, а доля «китайцев» за тот же период приблизилась к 50% рынка.
В сентябре бренд Lada реализовал 36,2 тыс. машин, это ежемесячный рекорд за последние два года и почти на 3 тыс. больше, чем в августе 2023-го. Правда, общий итог трех кварталов относительно скромный – 242,6 тыс. машин, что ставит под сомнение объявленный ранее заводом годовой план в 400 тыс.
Россия стала лучшим зарубежным рынком для китайского автопрома. Популярных «китайцев» в РФ раскупают примерно в тех же объемах (по 50 тыс. ежемесячно), которыми до начала СВО могли похвастать тот же Hyundai, еще одна корейская марка Kia и французский Renault. В 2022 году в РФ поставили 160 тыс. «китайцев», а в 2023-м на начало сентября этот объем составил уже 544 тыс. машин (80 тыс. из них было завезено в августе). Ближайшая по объемам экспорта «чайнамарок» страна – Бразилия приняла за 8 месяцев 257 тыс. авто из Поднебесной. Россия при сохранении тех же темпов может получить до конца года до 900 тыс. импортированных машин китайского производства. Хотя, как ожидают эксперты, продано из них по итогам года скорее всего окажется порядка 550 тыс., включая ту почти 100 тыс. машин, которую произведут на заводе Haval под Тулой. Остальное в силу низкой покупательной способности нашего населения, а также пока еще малой узнаваемости большинства «китайцев» и отсутствия у многих маркетинговой поддержки на федеральном уровне пока осядет на складах, считают в «Открытии. Авто».
Примечательно, что в России не оправдываются прогнозы о росте автомобильных краж, в том числе и с целью разбора на автозапчасти. По данным МВД число краж транспортных средств сократилось за девять месяцев этого года на 22,5% по сравнению с показателями прошлого года.