Тайконавты пока летают только на государственных ракетах. Фото Reuters
Китай воспроизводит американские рецепты стимулирования собственных частных ракетных компаний. Пекин готов оплачивать космические услуги частных компаний, в том числе и по доставке грузов на свою орбитальную станцию. Успешное развитие бизнеса американской SpaceX при поддержке государства не оставило места ни для России, ни для Китая на глобальном рынке коммерческих запусков. Другими словами, Пекин убедился, что опора на государственную космонавтику сегодня уже бесперспективна.
КНР предлагает гранты ракетным стартапам в поисках собственной SpaceX, считают западные эксперты. Пекин готов оплачивать коммерческие запуски в том числе к своей орбитальной станции, пишет агентство Bloomberg. Китай стремится бросить вызов США в космосе. А председатель КНР Си Цзиньпин заимствует план НАСА, которое уже давно насаждает конкуренцию между частными компаниями на рынке космических услуг, считают западные наблюдатели. Результатом этой американской политики стала экспансия компании SpaceX Илона Маска, которая фактически стала монополистом на глобальном рынке коммерческих запусков.
Китайское космическое агентство пилотируемых полетов (CMSA), которое во вторник вернуло на Землю трех астронавтов, работавших с мая на космической станции «Тяньгун», хочет платить компаниям частного сектора за будущие миссии. Оно уже получило на открытых торгах предложения по использованию ракет частной разработки для грузовых перевозок на китайскую космическую станцию, сообщил замдиректора агентства Линь Сицян. CMSA, однако, пока не раскрывает размер или стоимость контрактов, которые оно может предоставить фирмам частного сектора.
В ответ на растущие возможности спутниковых систем КНР необходимо создание правил поведения в космосе, заявил в среду командующий Космическими силами США генерал Ченс Салтцмен. «Темпы, с которыми Китай смог задействовать космические возможности, и масштабы, в которых они задействуют эти возможности, вызывают наибольшую тревогу», – сказал он. Военачальник также указал, что США готовы начать двусторонние переговоры с Китаем по вопросу ответственного поведения в космосе.
Китай сегодня придерживается стратегии, которую уже более десятилетия использует НАСА, закупая на конкурентном рынке услуги частных компаний, пишет Bloomberg. Компания SpaceX была одним из двух предприятий, выигравших контракт на грузовые полеты общей стоимостью 3,6 млрд долл. в 2008 году.
В середине октября сверхтяжелая ракета Falcon Heavy компании SpaceX совершила один из самых важных научных запусков этого года, по крайней мере по оценке популяризатора космической тематики, автора канала Zelenyikot и космос Виталия Егорова. Она отправила автоматическую межпланетную станцию НАСА для исследования с 2029 года астероида Психея, ядра древней разрушенной карликовой планеты, состоящего из железа. Миссия осуществляется совместно с Университетом штата Аризона.
Для компании SpaceX это был уже 82-й пуск ракет за год, восьмой пуск Falcon Heavy за всю историю ее эксплуатации, четвертый в 2023 году и первый по заказу НАСА. При этом боковые ускорители именно этой ракеты использовались повторно уже в четвертый раз, но уже есть примеры использования их и более 10 раз.
Примеры успешной работы в космосе частных компаний появляются чуть ли не каждую неделю. Недавно за их счет в прямом и переносном смысле состоялось рождение новой космической страны: компания PLD Space из Испании запустила одноступенчатую ракету Miura 1, которая поднялась на высоту около 50 км, хотя разработчики планировали достичь 80 км. В перспективе компания надеется на коммерческие запуски по суборбитальной траектории высотой до 150 км с возвращаемой полезной нагрузкой до 100 кг. На контрасте в это же время ракета европейского космического агентства Vega не смогла доставить на орбиту часть малых спутников, один из которых – испанский государственный спутник для съемки Земли ANSER-Leader.
В РФ также озаботились необходимостью более активного привлечения частной инициативы в космос. Впрочем, и госкомпании может ожидать некоторое изменение в принципах финансирования в этой области. Роскосмос в перспективе будет получать оплату за свою работу на внутреннем российском рынке, заявил гендиректор Роскосмоса Юрий Борисов в связи с недавним совещанием по развитию космической отрасли под руководством президента Владимира Путина. «Уже внесены соответствующие изменения в закон, мы постепенно будем переходить к платности космических услуг, это самое главное условие, которое сформирует рынок и будущие правила игры на нем», – отметил Борисов. По его словам, на совещании обсуждались перспективы создания новой индустриальной модели в отрасли, привлечение частных компаний и внебюджетного финансирования.
«Пока в мире превалирует государственная космонавтика, но доля частных вложений в космос стремительно растет и будет расти, – сказал «НГ» первый вице-президент Российского союза инженеров и председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. – Космос, особенно ближний, до 80 км от Земли, стал более доступным как по деньгам, так и по технологиям. Сейчас этой сферой в мире уже занимаются около 20 крупных частных компаний и около 500 маленьких. Среди них есть и китайские, и российские стартапы».
Район Ичжуан на юго-востоке Пекина, примерно в 20 км от площади Тяньаньмэнь, является эпицентром отрасли, где работает более 40 ракетных, спутниковых и сервисных стартапов, пишет Bloomberg. Здесь находится Китайская академия технологий ракет-носителей, основной источник талантов для местных фирм, которые могут претендовать на государственные гранты в размере до 50 млн юаней (6,8 млн долл.), а также субсидии на аренду жилья.
16 октября российская частная космическая компания SR Space (бывшая Success Rockets) впервые провела испытания камеры сгорания кислородно-метанового ракетного двигателя собственной разработки. Испытания прошли на стенде Центрального института авиационного моторостроения им. П.И. Баранова. Проект нового двигателя РД-1 создан для запуска геофизической ракеты Nebo. В декабре 2021 года SR Space провела первый суборбитальный пуск ракеты NEBO-25 в Астраханской области.
«За последние десятки лет на мировом космическом рынке доля частных компаний заметно выросла, тогда как доля госинвестиций продолжает стремительно снижаться, – сказал «НГ» основатель и генеральный директор SR Space Олег Мансуров. – При этом мировой космический рынок очень неравномерный с точки зрения присутствия частных игроков. Есть лидеры в этой сферы – это, конечно, США и Китай. А есть страны, в которых совсем нет частных космических компаний».
Если говорить о частной космонавтике в России, то она все же развивается, пусть и не так стремительно, как в США или Китае, считает эксперт. «Пока существует ряд барьеров. Первый, и главный, связан с тем, что инвесторы боятся вкладываться в космическую отрасль. Ведь это сопряжено с долгим и очень дорогим циклом разработки, особенно в ракетостроении и космических запусках. Помимо этого, общество все еще с недоверием относится к частным космическим инициативам. Мы делаем все возможное, чтобы решить эту проблему – рассказываем о результатах, выступаем на различных площадках. И к счастью, замечаем, что мнение о частной космонавтике в России меняется в лучшую сторону», – говорит Мансуров.
«У нас есть возможности для развития частной космонавтики в России. В стране создана вся необходимая технологическая и научная база благодаря нашим учителям и предшественникам. Но сейчас важно сформировать рынок и стимулировать частные инвестиции. Это возможно при условии, если частный космос будет включен в качестве исполнителя в государственные программы и «дорожные карты» по космическим технологиям и сервисам. И конечно, мы надеемся на то, что частные космические компании получат поддержку и контракты в рамках нового национального проекта по развитию космической отрасли, разработать который поручил недавно президент Владимир Путин», – напоминает Мансуров.
«В мире государственная космонавтика в настоящее время преобладает по ряду причин, - говорит ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. - Во-первых, в связи с тем, что затраты на эту деятельность слишком велики и частные инвесторы не всегда могут их себе позволить. Во-вторых, коммерческие перспективы космонавтики пока не столь очевидны, для частного бизнеса нет каких-то ниш, которые были бы ему интересны, основные направления отрасли закрывают государственные потребности (оборона, связь, навигация, дистанционное зондирование земли и т.д.). Тот же космический туризм пока развивается не так быстро, как хотелось. Его услуги дороги, массового использования пока нет». Кроме того, продолжает эксперт, космонавтика остается непростым делом, требующим отменного здоровья от участников полетов, отрасль чревата рисками, которые не каждый частный бизнес готов рассматривать. «Теоретически доля частной космонавтики может увеличиваться в мире, но потребуется очень многое сделать: это и либерализация соответствующего законодательства, и совершенствование технологий, и уменьшение требований к здоровью участников полетов, и появление новых направлений, которые будут развивать частники. Уйти на решение всех этих задач может несколько десятилетий. В России частная космонавтика может развиться, но на это потребуется примерно столько же лет. Не исключаю, что для этого потребуется масштабная помощь государства частному бизнесу, как в виде развития технологий и совершенствования законодательства, так и в виде формирования спроса на услуги частных космических операторов, закупки их товаров и услуг государством», - говорит Баранов.