0
3678
Газета Экономика Интернет-версия

21.01.2024 21:19:00

Россияне заедают кризисы деликатесами

Стали известны тренды потребления в 2024 году

Тэги: экономика, тренды потребления, оптимизация бюджета


экономика, тренды потребления, оптимизация бюджета В последнее время граждане отдают предпочтение отечественным товарам. Фото РИА Новости

Россияне в 2023 году адаптировались к переменам и стали проявлять признаки потребительской уверенности. В 2024 году, как ожидается, граждане продолжат режим экономии, но в борьбе со стрессами будут стараться баловать себя разными доступными способами вроде покупки деликатесов или походов в кино.

Общие настроения потребителей в РФ за 2023 год показали тренд на стабилизацию, население демонстрирует высокий уровень адаптивности, что подтверждается Индексом покупательской уверенности, который рассчитывает исследовательский холдинг «Ромир». Там отмечают, что если в 2022-м преобладали ярко выраженные негативные настроения, то в 2023 году обозначился тренд на восстановление, а в последнем квартале прошлого индекс окончательно вышел в положительную зону, добавив, правда, всего один пункт.

Социологи параллельно сообщают, что адаптивность населения связана с большим количеством кризисов и потрясений, через которые проходят россияне. В среднем, по данным «Ромира», на среднестатистического россиянина приходится порядка 9 кризисов в течение жизни.

Эксперты «Ромира» предполагают, что в 2024 году формирование новой нормальности даже на фоне заявляемой постоянной экономии продолжится. Общий уровень стресса будет снижаться, и граждане будут продолжать стараться баловать себя разными доступными способами. Например, сохранится отмеченный в 2023 году рост внимания к культурным и зрелищным мероприятиям и рынку развлечений.

Социологи напоминают, что под ударами последнего времени, начиная с пандемии, рынок билетов проседал достаточно длительное время: за два последних года резко сократилось количество концертов зарубежных исполнителей, свелось к минимуму число выходящих на российские экраны западных фильмов. Но соотечественники в поисках развлечений активно переключились на классические виды досуга вроде посещения театров, выставок, музеев. За последний год количество проданных билетов увеличилось на 30%, а в стоимостном выражении – на 12%.

Причем усиление этих тенденций было отмечено ближе к концу года. «Ромир» сообщает, что в 2023 году предпраздничная лихорадка началась раньше обычного, уже с начала ноября наблюдался неуклонный рост среднего чека и общих еженедельных расходов. В последние месяцы года фиксировались активные траты в таких категориях, как хобби и творчество, декор и небольшие подарки.

Вице-премьер РФ Татьяна Голикова рассказывала, что российские кинотеатры в период новогодних праздников посетили 14,8 млн раз, при этом 14,2 млн посещений из них приходились на отечественные фильмы (см. «НГ» от 15.01.24). Среднесуточная посещаемость кинотеатров в новогодний период составила 1,8 млн, а кассовые сборы кинопроката за первую неделю января составили 5,8 млрд руб., и 95% суммы собрали отечественные фильмы.

В целом складывается ощущение, что многие наши сограждане, оставив уныние позади, решили компенсировать проблемы последних лет усиленной подготовкой к праздникам с надеждой на чудо и лучшее будущее, пишут эксперты «Ромира». К доступным способам порадовать себя (на фоне невозможности доставить себе другие, более дорогие удовольствия), по наблюдениям социологов, россияне относят вкусную еду и правильное питание. Отмечается рост на 24% за год спроса на мясные деликатесы. За год выросла аудитория кофе на вынос на 4,5%. Идет расширение аудитории и рост среднего чека в сфере общественного питания.

В «Ромире» считают, что справедливы прогнозы положительной динамики роста интереса к тем видам товаров, которые ассоциируются с продуктовыми удовольствиями и правильным питанием. Однако там призывают не сбрасывать со счетов такой тренд в поведении покупателей, как продолжение экономии. Например, в мясной категории покупатели отказываются от более дорогих продуктов (таких как говядина или рыба) в пользу более доступных (курица или свинина).

Граждане продолжают переключаться с более дорогих брендов на более доступные. Магазины у дома по-прежнему сохраняют свое ключевое значение, но активно растут сети с низким ценовым позиционированием, хард-дискаунтеры. Согласно исследованию NielsenIQ, в хард-дискаунтерах на 25% выросли продажи в денежном выражении. За третий квартал 2023 года увеличилась доля тех, кто в целях экономии сократил число походов в магазины (41%).

Еще один способ экономии, связанный непосредственно с ретейлом, заключается в переключении между форматами и сетями. Более заметными становятся переключения между форматами онлайн и офлайн. Растет аудитория маркетплейсов из-за доступности, удобства, возможности сравнивать цены.

Прошедший 2023 год для потребительского рынка запомнится скоростью, с которой резкое снижение потребления сменилось не менее резким ростом реального спроса, вследствие чего индустрия подошла к той черте, за границей которой можно говорить о начале восстановления и росте, говорит исполнительный директор NielsenIQ Константин Локтев.

«Реальные располагаемые доходы покупателей выросли на 4%, индекс покупательского оптимизма весь год находился выше 100 пунктов, отражая готовность потребителей к дополнительным тратам, а ассортимент почти всех товарных групп, главная трудность 2022 года, вышел из зоны риска», – поясняет он.

По мнению эксперта, несмотря на то что потребители продолжают искать способы оптимизации бюджета, а для 6 из 10 из них рациональность закрепилась в качестве нормы, о стремлении к полной экономии при совершении покупок говорить уже не приходится. «Напротив, сейчас можно найти множество примеров того, как изменения в поведении становятся катализатором продаж в отдельных сегментах рынка. Один из таких примеров – бурное развитие премиальных собственных торговых марок (СТМ). Другой важный тренд в изменении привычек шопинга – расположенность к покупке российских товаров. 

«На фоне брендозамещения и изменения ассортимента большинство покупателей (65%) заметили появление большего числа российских продуктов на полках магазинов, а почти треть опрошенных (29%) говорят, что стараются выбирать продукты, произведенные в России», говорит Локтев.

«Сейчас уже 60% покупателей говорят, что стали больше тратить на товары повседневного спроса. И такое изменение обусловлено не только инфляцией, но и трансформацией покупательских привычек: около 20% опрошенных признаются, что стали приобретать привычные им продукты чаще, а почти столько же респондентов стали больше покупать новые для себя товары», – заключает он.



Читайте также


Кризис международного права и провал порядка, основанного на правилах

Кризис международного права и провал порядка, основанного на правилах

Плохо работают все институты и механизмы как Ялтинско-Потсдамского, так и Бреттон-Вудского мироустройства

0
887
Минфин визуализирует доходы экспортеров

Минфин визуализирует доходы экспортеров

Анастасия Башкатова

Доллар, не чувствуя преград, устремился к 115 рублям

0
1673
Немецкие эксперты диагностируют кризис

Немецкие эксперты диагностируют кризис

Олег Никифоров

Экономика Германии загнана в тупик, из которого самостоятельно выбраться не сможет

0
1383
Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
1876

Другие новости