В последнее время граждане отдают предпочтение отечественным товарам. Фото РИА Новости
Россияне в 2023 году адаптировались к переменам и стали проявлять признаки потребительской уверенности. В 2024 году, как ожидается, граждане продолжат режим экономии, но в борьбе со стрессами будут стараться баловать себя разными доступными способами вроде покупки деликатесов или походов в кино.
Общие настроения потребителей в РФ за 2023 год показали тренд на стабилизацию, население демонстрирует высокий уровень адаптивности, что подтверждается Индексом покупательской уверенности, который рассчитывает исследовательский холдинг «Ромир». Там отмечают, что если в 2022-м преобладали ярко выраженные негативные настроения, то в 2023 году обозначился тренд на восстановление, а в последнем квартале прошлого индекс окончательно вышел в положительную зону, добавив, правда, всего один пункт.
Социологи параллельно сообщают, что адаптивность населения связана с большим количеством кризисов и потрясений, через которые проходят россияне. В среднем, по данным «Ромира», на среднестатистического россиянина приходится порядка 9 кризисов в течение жизни.
Эксперты «Ромира» предполагают, что в 2024 году формирование новой нормальности даже на фоне заявляемой постоянной экономии продолжится. Общий уровень стресса будет снижаться, и граждане будут продолжать стараться баловать себя разными доступными способами. Например, сохранится отмеченный в 2023 году рост внимания к культурным и зрелищным мероприятиям и рынку развлечений.
Социологи напоминают, что под ударами последнего времени, начиная с пандемии, рынок билетов проседал достаточно длительное время: за два последних года резко сократилось количество концертов зарубежных исполнителей, свелось к минимуму число выходящих на российские экраны западных фильмов. Но соотечественники в поисках развлечений активно переключились на классические виды досуга вроде посещения театров, выставок, музеев. За последний год количество проданных билетов увеличилось на 30%, а в стоимостном выражении – на 12%.
Причем усиление этих тенденций было отмечено ближе к концу года. «Ромир» сообщает, что в 2023 году предпраздничная лихорадка началась раньше обычного, уже с начала ноября наблюдался неуклонный рост среднего чека и общих еженедельных расходов. В последние месяцы года фиксировались активные траты в таких категориях, как хобби и творчество, декор и небольшие подарки.
Вице-премьер РФ Татьяна Голикова рассказывала, что российские кинотеатры в период новогодних праздников посетили 14,8 млн раз, при этом 14,2 млн посещений из них приходились на отечественные фильмы (см. «НГ» от 15.01.24). Среднесуточная посещаемость кинотеатров в новогодний период составила 1,8 млн, а кассовые сборы кинопроката за первую неделю января составили 5,8 млрд руб., и 95% суммы собрали отечественные фильмы.
В целом складывается ощущение, что многие наши сограждане, оставив уныние позади, решили компенсировать проблемы последних лет усиленной подготовкой к праздникам с надеждой на чудо и лучшее будущее, пишут эксперты «Ромира». К доступным способам порадовать себя (на фоне невозможности доставить себе другие, более дорогие удовольствия), по наблюдениям социологов, россияне относят вкусную еду и правильное питание. Отмечается рост на 24% за год спроса на мясные деликатесы. За год выросла аудитория кофе на вынос на 4,5%. Идет расширение аудитории и рост среднего чека в сфере общественного питания.
В «Ромире» считают, что справедливы прогнозы положительной динамики роста интереса к тем видам товаров, которые ассоциируются с продуктовыми удовольствиями и правильным питанием. Однако там призывают не сбрасывать со счетов такой тренд в поведении покупателей, как продолжение экономии. Например, в мясной категории покупатели отказываются от более дорогих продуктов (таких как говядина или рыба) в пользу более доступных (курица или свинина).
Граждане продолжают переключаться с более дорогих брендов на более доступные. Магазины у дома по-прежнему сохраняют свое ключевое значение, но активно растут сети с низким ценовым позиционированием, хард-дискаунтеры. Согласно исследованию NielsenIQ, в хард-дискаунтерах на 25% выросли продажи в денежном выражении. За третий квартал 2023 года увеличилась доля тех, кто в целях экономии сократил число походов в магазины (41%).
Еще один способ экономии, связанный непосредственно с ретейлом, заключается в переключении между форматами и сетями. Более заметными становятся переключения между форматами онлайн и офлайн. Растет аудитория маркетплейсов из-за доступности, удобства, возможности сравнивать цены.
Прошедший 2023 год для потребительского рынка запомнится скоростью, с которой резкое снижение потребления сменилось не менее резким ростом реального спроса, вследствие чего индустрия подошла к той черте, за границей которой можно говорить о начале восстановления и росте, говорит исполнительный директор NielsenIQ Константин Локтев.
«Реальные располагаемые доходы покупателей выросли на 4%, индекс покупательского оптимизма весь год находился выше 100 пунктов, отражая готовность потребителей к дополнительным тратам, а ассортимент почти всех товарных групп, главная трудность 2022 года, вышел из зоны риска», – поясняет он.
По мнению эксперта, несмотря на то что потребители продолжают искать способы оптимизации бюджета, а для 6 из 10 из них рациональность закрепилась в качестве нормы, о стремлении к полной экономии при совершении покупок говорить уже не приходится. «Напротив, сейчас можно найти множество примеров того, как изменения в поведении становятся катализатором продаж в отдельных сегментах рынка. Один из таких примеров – бурное развитие премиальных собственных торговых марок (СТМ). Другой важный тренд в изменении привычек шопинга – расположенность к покупке российских товаров.
«На фоне брендозамещения и изменения ассортимента большинство покупателей (65%) заметили появление большего числа российских продуктов на полках магазинов, а почти треть опрошенных (29%) говорят, что стараются выбирать продукты, произведенные в России», говорит Локтев.
«Сейчас уже 60% покупателей говорят, что стали больше тратить на товары повседневного спроса. И такое изменение обусловлено не только инфляцией, но и трансформацией покупательских привычек: около 20% опрошенных признаются, что стали приобретать привычные им продукты чаще, а почти столько же респондентов стали больше покупать новые для себя товары», – заключает он.