Самолет МС-21 остается главной надеждой отечественного авиапрома. Фото со страницы Игоря Кобзева в «ВКонтакте»
Российская авиация столкнулась с существенными проблемами из-за санкционных запретов и ограничений. Ряд западных стран запретили поставку, лизинг, обслуживание и страхование российских воздушных судов. Воздушное пространство европейских стран было закрыто для российских самолетов. Обновление парка самолетов в России – весьма непростая задача, но работать над ней следует очень интенсивно, заявил президент РФ Владимир Путин в среду на встрече с правительством. Наращивание авиаперевозок в РФ сложно представить без развития собственного авиапрома, считают эксперты.
В начале встречи с правительством президент РФ отметил, что по итогам прошлого года отечественный авиационный транспорт перевез свыше 105 млн пассажиров. «Прирост составил 10,7%. Это больше, чем ранее прогнозировалось, мы думали, что перевезем где-то 103 млн человек. Почти 83 млн человек воспользовались внутренними авиалиниями. Таким образом, пассажиропоток в этом сегменте более чем на 13% превысил показатели 2019-го, то есть доковидного года», – рассказал Владимир Путин.
Ранее министр транспорта Виталий Савельев, говоря о восстановлении потока пассажиров в авиаперевозках, уточнял, что по внутрироссийским направлениям было перевезено в прошлом году 82,7 млн человек, а на международных – 22,3 млн человек. При этом общий пассажиропоток все еще ниже доковидных показателей. По итогам 2019 года было перевезено 128 млн пассажиров.
Для сравнения: мировой авиатрафик практически вернулся к уровням 2019 года. В Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) ранее сообщали, что мировые авиакомпании в ноябре 2023 года увеличили трафик почти на 30% к значениям ноября 2022-го. Драйвером роста оказался Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), который увеличил трафик на 64%.
Президент РФ в среду на совещании также потребовал не допускать чрезмерного роста цен на авиабилеты. «На стоимости авиабилетов хотел бы остановиться отдельно. Подчеркну: важно не допускать чрезмерного роста цен на билеты при безусловном обеспечении качества обслуживания пассажиров и безопасности полетов», – сказал он. По его словам, этот вопрос должен быть в приоритете у перевозчиков и Министерства транспорта, а также других профильных ведомств.
Сами же российские самолеты должны отвечать всем требованиям по качеству, комфорту и безопасности перелетов, а их передача авиакомпаниям должна осуществляться в согласованные сроки, продолжил глава государства.
Президент также отметил, что увеличение и обновление парка воздушных судов – «непростая задача». «Но тем не менее мы должны интенсивно над этим работать», – указал он. «В центре нашего внимания – развитие отечественного гражданского авиастроения... Это серьезная, высокотехнологичная отрасль, и она требует особого внимания. Всего несколько стран в мире способны выпускать линейку современных самолетов, и Россия в их числе», – рассказал Путин, попросив членов правительства доложить о том, как эти планы реализуются. «Хотел бы услышать, как налажена кооперация в области двигателестроения, других агрегатов, материалов и комплектующих, в какие сроки планируется поставка воздушных судов», – сказал глава государства.
Российские власти обещают существенно нарастить производство гражданских самолетов внутри страны.
Президент РФ Владимир Путин в конце прошлого года заявлял, что Россия планирует произвести более тысячи собственных самолетов к 2030 году. По словам президента, российская промышленность планирует производить самолеты МС-21, а также переходить на некоторых воздушных судах на российские двигатели ПД, в том числе более мощный ПД-35. Более того, президент заявил, что самолет Ил-96–400, недавно совершивший первый полет, уже «пошел в работу в грузовом варианте».
В середине января этого года премьер РФ Михаил Мишустин на совещании говорил, что за следующие шесть лет в стране должно быть построено свыше 600 полностью отечественных лайнеров. «Правительство утвердило комплексную программу по расширению производства воздушных судов, двигателей, приборов и агрегатов и разрешило использовать для ее финансирования средства Фонда национального благосостояния. На возвратной основе можно будет привлечь на такие цели более 280 млрд руб.», – рассказывал Мишустин.
В эти 600 лайнеров войдут «Суперджеты» (SSJ), флагманские МС-21, региональные Ил-114 и сверхнадежные Ту-214 для полетов на средних дистанциях. А также широкофюзеляжные самолеты, такие как Ил-96–300.
Таким образом, объем «внутреннего и экспортного рынков» до 2040 года оценивается властями в 1869 воздушных судов (включая 342 SSJ-NEW, 990 МС-21–310, 190 Ил-114–300, 315 Ту-214 и 32 Ил-96–300), объем необходимых для инвестпроекта капвложений – 1 трлн руб.
К слову, Виталий Савельев в ноябре прошлого года оценивал, что в России используются 1167 пассажирских самолетов. На фоне санкций из-за арестов было потеряно 76 пассажирских судов.
Власти намерены постепенно наращивать долю самолетов отечественного производства в парках авиакомпаний РФ и к 2030 году довести ее до 81,3%. При этом к 2025 году доля российских самолетов должна будет составить чуть более 53%, к 2028 году – 66,8%.
Если до 2030 года власти обещают выпустить 600 самолетов, то только в этом году должно быть выпущено свыше 26 новых бортов. «Темпы загрузки производства сохраняются: в 2024 году мы должны произвести порядка двадцати SJ-100 и шесть МC-21», – рассказывал в конце декабря в интервью РИА Новости глава Минпромторга Денис Мантуров.
Подобные планы выглядят довольно амбициозно. Как следует из данных Росстата, по итогам прошлого года в РФ было произведено всего 16 пассажирских самолетов. Причем только 5 из них весом больше 15 т. А семь новых самолетов – это машины весом менее 2 т. В эту категорию, в частности, могут быть отнесены и самолеты «Байкал» с сухим весом чуть более 2 т.
В конце прошлого года Росавиация отчиталась о том, что российский магистральный самолет МС-21 был допущен для перевозки 211 пассажиров. В компании-разработчике самолета ПАО «Яковлев» сообщали, что первый полет самолета МС-21 полностью на российских системах состоится в 2024 году.
До недавних пор главной проблемой отечественного авиапрома оставалось производство надежных авиадвигателей. До недавнего времени надежда российского авиапрома – лайнер МС-21 – летал на американских двигателях (см. «НГ» от 22.06.23). «Когда говорится о планах производства сотен самолетов, нужно помнить, что речь не только о больших магистральных авиалайнерах, но и о менее крупных машинах типа местного самолета «Байкал». То есть вот эти 600 машин – это именно с учетом «Байкала», «Ладоги» и всех этих небольших самолетов», – считает главный редактор портала FrequentFlayers.ru Илья Шатилин.
Самая существенная проблема для отечественной авиации – это доступность новых гражданских бортов, говорит доцент РЭУ им. Плеханова Максим Максимов. «В дальнейшем резервы для роста перевозок будут исчерпаны без передачи новых российских бортов», – считает он.
За последние два года был реализован комплекс мер по восстановлению и адаптации отрасли к новым реалиям, обращает внимание научный сотрудник РАНХиГС Ксения Ростислав. «Проводилась плановая работа по регистрации судов в отечественном реестре, перестрахованию судов, замене комплектующих и программного обеспечения отечественными разработками (в частности, переход на российские системы бронирования). Важным результатом работы по импортозамещению в отрасли стал полет в 2023 году первого образца российского SJ-100 на отечественных комплектующих», – замечает она.
Главная задача ближайших лет – начать постепенный переход на использование воздушных судов отечественной разработки нового производства, что позволит окончательно устранить санкционные риски, подчеркивает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.«Важным результатом следует признать то, что авиационная промышленность в стране активно развивается. Действует производство различных воздушных судов, увеличивается объем различных комплектующих для авиации, набирает обороты новый сегмент авиапрома – производство беспилотных авиационных систем. Предприятия отрасли реализуют различные инвестиционные проекты, в том числе крупные, в подтверждение всего этого можно привести несколько примеров», - замечает ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.