Фото агентства городских новостей "Москва"
До сегодняшних анонсов пересмотра миграционных правил российский стройкомплекс извлекал максимальную выгоду от притока гастарбайтеров из Средней Азии. В РФ последние пять лет увеличивался объем выполненных строительных работ, а валовая добавленная стоимость в последние два года даже превысила уровень десятилетней давности. Профильные чиновники научились правильно презентовать свои успехи, отчитываясь вводом частных жилых домов или телевизионными открытиями новых автомагистралей. Правда, нынешние достижения стройбизнеса основаны на сверхэксплуатации советской инфраструктуры, на сокращении ввода инженерных сетей, а также на отказе от расселения аварийного жилья, доля которого в РФ растет с 2015 года. Если новые проекты Минтруда по ужесточению контроля мигрантов станут реальностью, то стройкомплексу придется заняться и повышением собственной эффективности, которая последние годы даже снижалась.
Министерство труда предлагает ограничить двумя годами срок заключения трудовых договоров с мигрантами в порядке целевого организованного набора. Соответствующий законопроект от ведомства Антона Котякова опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
«Работодатели имеют право привлекать в порядке целевого организованного набора к трудовой деятельности законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, достигших возраста 18 лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина разрешения на работу... Разрешение на работу иностранному гражданину выдается на срок действия заключенного с ним трудового договора, но не более чем на два года», – указано в проекте (ТАСС).
Привлечение мигрантов в порядке целевого оргнабора считается приоритетным механизмом «в рамках осуществления их трудовой деятельности», формулируют чиновники. Также разрешения на работу этой категории трудовых мигрантов оформляются без учета квот. Если работодатель досрочно расторгнет договор с иностранным работником в рамках оргнабора, то мигрант обязан покинуть территорию РФ в течение 30 дней, за исключением случаев заключения трудового договора с новым работодателем, который участвует в целевом оргнаборе. Кроме того, если мигрант получил разрешение на работу в порядке целевого организованного набора, он должен в течение 30 дней предоставить документ, подтверждающий владение русским языком, знание им истории России и основ законодательства РФ.
Лоббисты и чиновники называют противоречивые оценки численности и доли трудовых мигрантов в российском строительном бизнесе. Общая численность мигрантов, которые работают сегодня в сфере строительства, оценивается примерно в 800 тыс. человек, утверждал в конце прошлого года первый замминистра строительства и ЖКХ РФ Александр Ломакин.
Источник: ЦМАКП |
Дефицит рабочих в строительной отрасли к 2030 году может достигнуть 400 тыс. человек при нынешних темпах развития экономики, объяснял в сентябре прошлого года вице-премьер Марат Хуснуллин. По его словам, сейчас дефицит составляет около 50 тыс. человек. «На фоне 11 млн работающих в отрасли это не так много», – уточнил он.
Правда, неделями ранее руководитель кадрового центра Минстроя Елена Сенкевич говорила, что дефицит кадров в отрасли строительства в России достигает 200 тыс. человек и еще около 100 тыс. человек в сфере ЖКХ, напоминает «Интерфакс».
Но успехи стройбизнеса в РФ основаны не только на низких зарплатах (из-за чего во многом и возникает дефицит рабочей силы) и не только на эксплуатации трудовых мигрантов из Средней Азии. Прибыли строительных компаний основаны на том, что власти часто не требуют от них прокладки новых инженерных сетей. Не особенно обременяют чиновники стройбизнес и обязательствами по расселению аварийного жилья. Да и сама сверхэксплуатация старой советской инфраструктуры является частью государственной политики РФ, которая прямо отражается в недофинансировании обновления объектов ЖКХ. Темп износа жилищно-коммунального хозяйства в России пока превосходит скорость его модернизации, признает вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. И объявляет о своих надеждах вдруг изменить эту государственную политику. «Я надеюсь, что за 2024–2025 годы мы этот тренд должны переломить в позитивную сторону», – обещал в январе чиновник.
А «переломить» в государственной политике и в работе российского стройбизнеса нужно много чего. Оказывается, в нашей стране доля инженерных сетей, нуждающихся в замене, не сократилась, а выросла. В канализационных сетях доля требующих замены сетей выросла за последнее десятилетие. В тепловых и паровых сетях эта доля требующих замены коммуникаций также увеличилась. Такие факты приведены в новом отчете о макроэкономических результатах строительного сектора ведущего эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Ольги Михеевой.
Износ сетей не снижается, а даже нарастает: доля канализационных сетей, нуждающихся в замене (в общем объеме этих сетей), в 2022 году возросла на 4,2 процентных пункта (п.п.) по отношению к 2013 году. Доля требующих замены тепловых и паровых сетей выросла на 1,7 п.п. Ввод новых инженерных сетей в России стагнирует и даже сокращается. «Возросла доля аварийного жилья с 0,5% в 2015 году до 0,8% в 2021 году, несмотря на увеличение объемов расселения», – отмечает Михеева. По ее словам, ввод жилья увеличивался преимущественно за счет индивидуального жилищного строительства, в статистику которого включаются дома, зарегистрированные в рамках «дачной амнистии» (то есть построенные в прошлые годы. – «НГ»).
Обеспеченность жильем возросла с 23,4 кв. м в 2013 году до 28,2 кв. м в 2022 году благодаря интенсивному вводу жилья, однако этот показатель остается одним из самых низких среди стран ОЭСР. «Увеличилась обеспеченность жилищного фонда водоснабжением, теплоснабжением и канализацией, однако данный результат достигнут прежде всего за счет увеличения плотности застройки», – указывает эксперт ЦМАКП.
В последние годы снижается средняя площадь вводимой квартиры в многоквартирных домах. Однако из-за роста доли индивидуального жилищного строительства этот эффект измельчания площади единицы жилья во многом маскируется.