0
4020
Газета Экономика Интернет-версия

31.03.2024 20:14:00

"Индустрия ухода" превращается в прибыльную отрасль

Обслуживание стариков и детей способно быть коммерчески выгодным

Тэги: глобальная экономика, новая отрасль, индустрия ухода, старики, дети, больные


глобальная экономика, новая отрасль, индустрия ухода, старики, дети, больные Российские власти создают систему государственных домов престарелых без достаточных экономических стимулов. Фото Дмитрия Феоктистова/PhotoXPress.ru

Всемирный экономический форум Клауса Шваба опубликовал доклад о скором появлении новой отрасли глобальной экономики – индустрии ухода за детьми, стариками или больными. Спрос на услуги по уходу растет в мире опережающими темпами. А удовлетворяется в малой степени, и в основном кустарными или внеэкономическими методами: бесплатным трудом родственников и волонтеров, а также низкооплачиваемым персоналом. Предстоящее удвоение числа стариков на Земле заставляет правительства и бизнес заняться строительством инвестиционно привлекательной экономики ухода (Care Economy). В России чиновники обещают создать подобие такой индустрии после 2030 года.

По данным Всемирной организации здравоохранения, к 2030 году число людей в возрасте 60 лет и старше увеличится на 40%, а к 2050 году удвоится.

Этот демографический сдвиг усугубит уже существующий разрыв в доступе к медицинской помощи, что приведет к увеличению спроса на работников по уходу. Новый отчет Всемирного экономического форума (ВЭФ) описывает парадоксальную ситуацию: даже в самых развитых странах спрос на услуги по уходу остается неудовлетворенным даже наполовину. Уходом за больными, детьми и стариками, как правило, занимаются родственники, уход которых с рынка труда наносит глобальной экономике ощутимый ущерб. Абсурд нынешней ситуации можно понять на примере отсутствия современной аграрной индустрии, когда спрос на продовольствие каждая семья пыталась бы удовлетворять самостоятельно, лишаясь при этом нынешних заработков и подрывая перспективы развития, организационного и технологического прогресса.

Почти 2 млрд человек в мире работают сегодня в качестве сиделок на полный рабочий день, но без оплаты. По данным Международной организации труда, потери этого неоплачиваемого труда эквивалентны 9% мирового ВВП. В таких регионах, как Латинская Америка, масштаб потерь оценивается в четверть регионального ВВП.

Согласно данным Бюро статистики труда США, родители тратят более 750 часов в год на уход за детьми в возрасте до шести лет. В Колумбии женщины тратят больше времени на выполнение повседневных домашних дел, чем на оплачиваемую работу (8,3 против 7,7 часа в день соответственно).

Из-за отсутствия современной индустрии ухода за детьми 9 из 10 родителей вынуждены искать альтернативный уход самостоятельно. И это приводит к тому, что привлекаемые «воспитатели» выбывают из состава полноценной рабочей силы (данные Международной организации труда). Аналогичная картина и в нынешнем несовременном сервисе ухода за стариками: его осуществляют низкооплачиваемые работники, которые могли бы работать более качественно и эффективно. Заработки нынешних работников по уходу ниже, чем 80% всей остальной рабочей силы страны. В США заработная плата сиделок росла последние четыре года в четыре раза медленнее, чем заработки в других секторах.

Эксперты ВЭФ указывают, что почти все 8 млрд жителей Земли так или иначе нуждаются в заботе на протяжении части своей жизни. Но этот спрос на услуги ухода удовлетворяется крайне неудовлетворительно в большинстве стран. Правительства и бизнес стараются выплачивать минимальные пенсии или детские пособия. Предприниматели не торопятся инвестировать в организационную модернизацию индустрии ухода за нищими стариками или детьми. Разорвать этот порочный круг воспроизводства глобального неудовлетворенного спроса можно было бы совместными усилиями правительств и частного бизнеса. Но ограниченное мышление чиновников обычно не позволяет оценить перспективы развития экономики ухода.

Производство продуктов питания, воспитание детей, общественные клиники, санитария, школьное образование, физиотерапия, телемедицина и дома престарелых и многое другое составляют обширную и сложную глобальную экономику ухода. Но услуги и инфраструктура по уходу недостаточны или недоступны по цене для значительной части населения мира. А работники этой сферы фактически лишены достойной работы и достойного заработка.

О примерах организации прибыльной для бизнеса индустрии ухода наша газета писала уже не раз (см. «НГ» от 10.01.24). Ключевым элементом новой экономики ухода в Китае являются высокие пенсии, которые позволяют оплачивать разнообразный сервис и даже переезд в регионы с более благоприятным климатом. Если в России старики рассматриваются властями как обуза для бюджета, то в Китае власти их считают двигателем новой экономики. В начале января 2024 года Госсовет КНР призвал к развитию «серебряной экономики». В ходе заседания, на котором председательствовал премьер Госсовета КНР Ли Цян, подчеркивалось, что расширение «серебряной экономики» является важной мерой для активного реагирования на старение населения и содействия высококачественному развитию, которая принесет пользу как ныне живущим поколениям, так и их потомкам.

По словам начальника Управления по гражданским делам провинции Хэйлунцзян Дун Пу, в настоящее время пожилые люди старше 60 лет обладают неплохими сбережениями и социальными гарантиями и поэтому имеют больше ожиданий и требований к пенсионной жизни. Общее потребление граждан пожилого возраста к концу десятилетия составит от 1,9 трлн до 2,5 трлн долл. К 2050 году этот показатель увеличится и может превысить 20% китайского ВВП.

В России чиновники пытаются строить новую экономику ухода без кардинального увеличения пенсий. И, видимо, исключительно на основе бюрократических механизмов. Система долговременного ухода к 2030 году должна охватить более 1,6 млн россиян, сейчас она охватывает 176 тыс. человек, сообщила в конце февраля 2024 года вице-премьер РФ Татьяна Голикова. Президент РФ Владимир Путин в Послании заявил, что услугами долговременного ухода должны быть обеспечены и пользоваться к 2030 году 100% нуждающихся в этом граждан. 

«Мы только начали, с прошлого года с сентября по указу президента начали расширять это на всю страну, сейчас пойдем, может быть, в 2024 году более быстрыми темпами», – рассказала Голикова. Вице-премьер напомнила, что в 2024-м на программу предусмотрено 16,5 млрд руб., тогда как в прошлые годы сумма была значительно меньше.
«Нам очень важно создать инфраструктуру, у нас же были только пилотные регионы, а сейчас нам нужно охватить всю страну. Значит, нужно подготовить соответствующие кадры, это специально обученные люди. Это, по сути, создание целой отрасли экономики, которая связана с уходом», – пояснила она. По ее словам, проект очень сложный, но «президент дал благословение, так что будем реализовывать». Ранее Голикова сообщала, что проект по долговременному уходу запустили в 2018 году. В начале 2023 года к нему были подключены 18 регионов, а уже к концу года к проекту присоединились все 89 субъектов страны.



Читайте также


Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
2207
Драма на фоне слома времен

Драма на фоне слома времен

Вера Цветкова

В новом сериале "Дети перемен" разрушается страна – и разрушается семья

0
4370
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
5822
Дети киргизской элиты пошли в политику

Дети киргизской элиты пошли в политику

Виктория Панфилова

Власти страны призвали проверять кандидатов в депутаты на причастность к коррупции и криминалу

0
4839

Другие новости